воскресенье, 27 августа 2017 г.

Здание Суда в Санта-Барбаре. Рассказ первый.




Здание Суда в Санта-Барбаре. 


Звонит сынуша по телефону: "Мама, ты где?" - "Я в суде. В Санта-Барбаре." Он с тревогой в голосе: "В суде?!! А что ты там делаешь?!!" 









Скажите, вы можете представить себя на экскурсии в здании суда? Я тоже не могла. И каким вы себе представляете здание городского суда? Не таким ли? Нет?



А здание городской тюрьмы? Ну, уж точно не такое, правда?!


Кстати, в этом здании содержались заключённые до 1971 года. Как сказала экскурсовод, сидели в "УЖАСНЫХ" условиях, по несколько человек в камере. Мою неудачную попытку пошутить о том, что это всё-таки Санта-Барбара и  даже сидеть в Санта-Барбаре не так уж плохо, никто не понял: я была единственной русской среди туристов.

Чтобы узнать, как это Испано-андалузское (или андалусийское? вот незадача!) здание суда появилось, мы должны вернуться к 1850, когда Калифорния стала тридцать первым штатом и Санта-Барбара - административным центром. А центру нужны офисы и суд. В 1855 правительство купило коммерческий магазин Джона Кайса и сделало его первым зданием суда на территории графства. Непримечательное, построенное из саманного кирпича здание в 1870 году в отчёте Большое Гражданское Жюри посчитало позором для города. Американцы, которые приехали на запад, привыкли к монументальным зданиям суда, символизирующим закон и правительство. (ЗАКОН. -Точка. ПРАВИТЕЛьСТВО. - Точка.)
Воплощением этого представления стало новое здание суда графства, построенное в 1875 году в стиле греческого Возрождения: с колоннами, куполом и каменной тюрьмой. Но в начале двадцатого века оно стало маловато для растущего населения города (и не менее быстро растущего количества чиновников, которым нужны офисы, и не менее быстрорастущего количества дел, решаемых только судебным путём). В 1919 году был объявлен конкурс на проект нового здания суда, которое ещё долго не было бы построено (у правительства графства не было денег), если бы не сильное землетрясение 1925 года, почти полностью разрушившее постройку 1875 года. Тут вспомнили про фирму Виллиама Музера (William Mooser), которая была финалистом архитектурного конкурса 1919 года, и уже через четыре дня после землетрясения наняли их для проектирования и постройки нового здания суда. (Уважаю быстроту принятия решения: за четыре дня!) Попечительский совет определил, что стиль здания должен быть испано-андалузским. Дело в том, что в 1915 году с большим успехом прошла выставка в Сан-Франциско, где строения были выдержаны в этом стиле. Уильям Музер II (был главой фирмы) и его сын, Уильям Музер III, который был также архитектором, отвечали за проект. 
 Уильям Музер III (ох, как мне это нравится: Уильям Музер II, Уильям Музер III, а до того должен был быть основатель династии и фирмы Уильям Музер I ! Звучит по-королевски, но и немножкоо смешно, правда? ), так тот, третий, учился архитектуре в Париже, жил в Италии и Испании в течение нескольких лет, так что не понаслышке знал европейскую архитектуру. Однако представленный ими проект не понравился Архитектурному Консультативному Комитету и Архитектурной Комиссии по надзору. (Не хватило им комитета, ещё и комиссия была! Везде комиссии, чиновники, наблюдатели... Смеюсь, конечно. Хотя в каждом смехе есть доля грусти!) Думаете всё затянулось: они стали бумаги друг другу писать, решения принимать, согласовывать? В нашем случае, всё наоборот: просто попросили Дж. Вилмера Херши, члена Чертежного Сообщества, сделать рисунки. Хотя Mooser считается основным архитектором, быстро сделанные эскизы Херши были основанием нового и принятого дизайна здания суда. 





(К сожалению, Дж. Вилмер Херши был поражен бактериальным эндокардитом и умер 29 августа 1926 в возрасте 32 лет, не дожив, чтобы увидеть воплощение своих эскизов.)










Теперь оцените темпы: 29 июня 1925 года - землетрясение; сентябрь 1925 года - представлен первый проект; июнь 1926 года - выпущены облигации на 700 000 $ (ведь надо на что-то строить), в октябре 1926 года - строительство началось; закончилось в марте 1929. За три года от чертежей до воплощения! Вся вот эта огромина! Весь комплекс зданий, с залами заседаний, библиотекой, тюрьмой, переходами... А ещё с коваными железными воротами, светильниками, расписной плиткой - всеми теми деталями, что обычно украшают замки, а тут - здание городского суда! 
Теперь немного о деньгах, нас всегда волнует: "Сколько это стоило?" Ну, конечно, в 700 000$ не уложились, впрочем, первоначальная предполагаемая цена была 900 000$, но разница была уж и не такой большой 1 368 000 $, всего в два раза больше суммы облигаций. (На сегодняшние деньги это чу-у-уть меньше 20 000 000 $, двадцати миллионов долларов!) Да, забыла о маленькой детали: здание открыли в августе 1929, а через три месяца, в октябре 1929 - обвальное падение цен акций, биржевой крах, и началась великая депрессия. Чуть-чуть они бы задержались - и не было бы всей этой красоты. У вас возник вопрос: "А откуда взялись деньги для уплаты разницы между предполагаемой и окончательной стоимостью проекта?" - Всё просто: удача! В Эллвуде, несколько миль к западу от Санта-Барбары, в 1928 году нашли нефть. Поступлениями от налога на нефть заплатили за различие между первоначальной ориентировочной стоимостью здания в размере 900,000$  и его реальной стоимостью после завершения.


Впрочем, Музер пытался снизить стоимость проекта: принял решение использовать белые намазанные стены, местный песчаник, декоративные плитки и железные ворота. Будучи андалузскими в стиле, эти материалы были также менее дорогостоящими.

Но для создания сада путешествовал и привёз 25 видов пальм из средиземноморья!

Многое из вышесказанного услышала от экскурсовода. Там каждый день в два часа проводятся экскурсии. Бесплатно. КАЖДЫЙ день. Исключением является только Рождество, даже в День Благодарения в здании суда экскурсия в 10:30. В это же время, в 10:30, экскурсии по будням.

Я об этом не знала, просто повезло: пришла без пяти два, спросила информацию в киоске, её не оказалось. Но работавшая там милая женщина моего возраста посоветовала пойти на экскурсию, сказав: "Вам понравится. А если нет - всегда можете пройти по зданию сама, экскурсовод поймёт." Время с экскурсоводом, около часа, пролетело незаметно, потом ещё столько же ходила сама, было что посмотреть. 





Поражают светильники: кованого железа, разнообразной формы, объединённые единым стилем, они, на мой взгляд, не столько освещают (свет в основном из окон или открытых проёмов галерей), сколько служат для украшения. 














Это фонарь при входе в главное здание. Женский (ой, как бы это помягче и литературнее выразить) торс с крыльями и хвостом дракона. А держит сам  фонарь голова птице-змея. Краси-и-иво...


Вот один из уникальных фонарей в переходе, сказочный добрый дракончик.


В здании полумрак, как и положено для суда, для создания атмосферы важности и тишины.




 


Полы покрыты кирпичного цвета лакированной плиткой с нерегулярными вкраплениями цветных плиток и мозаичных панно. 





Расписная плитка везде: ею украшены лестницы, стены, облицованы скамейки...








Поднимаешься на второй этаж по этой лестнице...






смотришь на потолок, расписанный в марокканском стиле,
  

рассматриваешь светильник кованый...


То, что снизу казалось чем-то непонятным (то ли кондиционером, то ли чем-то, поставленным для ремонта), оказалось приятным балкончиком.



Может, не очень уместным, совсем не нужным, но очень украшающим всю "королевскую" лестницу. Там можно просто стоять и рассматривать детали: балкончик, роспись стен и потолка (для которого была выбрана специальная краска, архитектор с её помощью создал глубину и объём. Не запомнила, как называется, а в интернете этой информации не нашла.)





Вот это - зал заседаний.  
Нет слов.
Кстати, там сейчас заключают браки. Стены расписаны сценами из истории Санта-Барбары. 








Некто Смеральди, родившийся в Палермо, Италия, Джованни Баттиста Смеральди (Giovanni Battista Smeraldi), специализировался в Америке на росписи потолков. Нашла в интернете, что он ещё расписал потолки Голубой комнаты в Белом Доме, а также потолки Центральной Станции в Нью-Йорке. В своих работах он использовал стиль “Mudejar” (не знаю не только, как перевести, но и как прочесть, озвучить), смесь испанских и мавританских мотивов, а также позолоту, которая отражает свет в самые темные углы помещения. Вот ему и поручили расписать потолки здания.



 



(Вот ещё один образец росписи потолков, на первом этаже.)




Пока он расписывал потолки, фрески были сделаны другим художником. Дэн Сэйри Грусбек  (Dan Sayre Groesbeck) был, как сказала экскурсовод, автором картины, понравившейся комитету (она сейчас висит перед входом в зал), почему и получил этот заказ. Кстати, обратите внимание на необычную (по крайней мере для меня) форму арки.


Фрески зала заседаний.







Что не сказала экскурсовод, что Грусбек был ветераном пяти войн (интересно, каких?), работал художником по декорациям для ранних фильмов Голливуда. И вложил в фрески всю свою фантазию, поместив среди героев Питера Пэна, Робина Гуда и Эррола Флинна. На фреске парусные суда (а не галеоны) под полными парусами, без якорей, и испанцы в костюмах, не соответствующих времени, и на флаге Калифорнии гризли щеголяет белой мордой... Если короче, это - Голливуд, здесь многое (если не всё), как в кино. Но ведь так часто пишется История, не так ли?  






Но краси-и-иво...






Самое удивительное - что это действующее здание суда. То есть там каждый день идут судебные заседания. Горит табличка: "Тихо! Идёт заседание суда!" Таких маленьких залов заседаний много. На туристов, как я, никто не обращает никакого внимания.







Ходила вокруг, делала фотографии, а люди работали: вот выскочил из зала заседаний, как поняла по короткому отрывку из разговора по телефону, адвокат...  





В огромном читальном зале кто-то работал: я не постеснялась сфотографировать. 









На стене там карта Калифорнии как отдельного континента (воспроизведение старой карты?). 



Мебель солидная, адвокатская (живу давно здесь, сказала бы: "лоерская")...



Тут не побегаешь: и ходить будешь медленно, и говорить будешь шёпотом, и выглядеть должен важно - окружение обязывает.



             Думаю, что вы уже устали читать, как я устала писать. Продолжение следует:
                                 https://leonak1.blogspot.com/2017/09/blog-post.html
                      

Комментариев нет:

Отправить комментарий