воскресенье, 2 декабря 2018 г.

Центральный вокзал в Праге



Центральный вокзал в Праге (чеш. Praha hlavní nádraží).

Одинокий волк в Европе, или Прогулки по Праге.

Рассказ второй.




Сегодня хочу отвести вас к совсем не посещаемом туристами месту. Вернее, посещаемом многими туристами, но не с туристической целью... Вернее, посещаемой с туристической целью посетить другие места... Надеюсь, что не совсем запуталась в своей игре слов, а вас достаточно заинтриговала. Хочу вас отвести на центральный железнодорожный вокзал в Праге. Автобусные экскурсии наших туристов начинаются (и заканчиваются) именно там, на площади напротив вокзала, через дорогу.

На вокзал, само здание вокзала, никто не смотрит. Туристы приезжают - и уезжают. Вокзал - не туристическая Мекка, не музей... Трудно представить себе экскурсии "на вокзал"! А зря. 
И в одно очень жаркое летнее утро я решила туда пойти (да, пешком. Глупо? - Не думаю. Жизнь города не увидишь из окна автобуса. И утром пробежаться - одно удовольствие.)

Очень характерные башенки вокзала видны издалека. 
Построенный в 19 веке, открытый в 1871 году вокзал был назван в честь австрийского императора Франца Иосифа (ой, опять! Да, да, того самого, о нём в рассказах и о Будапеште, и о Вене... он - муж Сисси! Хотя он сам по себе фигура более интересная. Как многое в истории связано...) 
Первое здание вокзала было, как пишет википедия, в стиле неоренессанс. (Перестроенное, оно теперь не видно с дороги). До второй мировой войны и некоторое время после вокзал носил имя американского президента Вудро Вильсона, памятник которому поставили за поддержку в создании независимого чехословацкого государства после распада Австро-Венгерской империи. Стоящий перед вокзалом памятник был снесён нацистами в конце 1941 года и восстановлен благодарными гражданами в 2011 году. Я его, правда, не искала.
Современное здание в стиле модерн было выстроено в 1901-1909 годах по проекту чешского архитектора Иосифа Фанты. 
Читаю википедию, путеводители по Праге - информация близкая к нулевой.
Вокзал состоит из трёх зданий, соединённых крытыми переходами. 





Все три богато украшены. Это скульптуры центральной части.
 

 
Определение стиля разное: модерн, арт-нуво... Пришлось разобраться, что для одного и того же направления в искусстве существуют разные названия: в России - модерн, во Франции - арт-нуво, в Чехии - сецессион, в США - Тиффани... (Мне как-то больше нравится французский вариант: арт - нуво. Уже в самом слове отражается эта искривлённость линий, их переплетение, орнаментальность и декоративное изобилие... Модерн - само слово жёстко-прямолинейное.)

Здание издалека кажется музеем. Даже чёрный цвет башенок с часами и орлами с двух сторон здания кажется элементом декора.
 

(Подозреваю, это просто слой копоти от машин, до них не дошли руки реставраторов.) Если подойти поближе, здание, как говорится, "видело лучшие времена". Украшенный скульптурами, так характерными для зданий арт-нуво, фасад местами выглядит неплохо.
Чуть смести точку съёмки - и уже вид плачевный. Чёрный... с обсыпающейся штукатуркой...

 







Жаль... Ведь балкончики так хороши.

 




  А какие окна! Разной формы, разного размера, совершенно не вокзальные, каждый ярус так по-своему декорирован!

А вот отделка обеих галерей практически разрушена.
Особенно с левой стороны. Там даже окна забиты жёлтыми щитами.



Мне так понравились женские лица на фасаде (справ
а).


У каждой своё неповторимое лицо, убор волос - и здесь они все разные, с разных континентов, из разных стран...

Их, как и меня, коснулась рука времени.











Я всегда удивляюсь людям, способным "рисовать" граффити на стенах домов.


Мне всегда казалось, что они - неудачники по жизни. Желание привлечь с себе внимание нормально для человека. Привлеки внимание: рисуй картины на улице - люди будут покупать, разрисовывай себя - позируй для фотографии (напишу в следующем рассказе, много забавных личностей зарабатывают деньги на центральной площади Праги подобным способом). Но уродовать свой город, место, где живёшь и которое делишь с другими людьми, - не понимаю. Только людям с очень низкой самооценкой хочется, с одной стороны, быть увиденными, с другой, - остаться незамеченными. Нет, мне таких людей не жалко: вандалов не люблю. (В Праге граффити было немного, к чести сказать.).
А балконным ограждениям и заборам ничего не страшно: красивы, как будто вчера поставлены.

Вокзал, как прочла в интернете, начнут ремонтировать через пару лет.



Около центрального фхода всегда многолюдно. Навес так напоминает похожие на станциях метро в Париже и Германии. Стиль!







Снаружи непонятно, что это огромное арочное окно над входом на самом деле замечательный витраж.



А внутри вокзал чистый, светлый, тем утром казался умытым и сияющим...
 В подземном этаже, как я поняла, вход в метро. 


Зал огромен. Там небольшое кафе. Утром приятно пахло кофе.

    Купол - музейный.
 



В истории гербов на стенах не разбиралась просто за отсутствием времени. 







Внутренняя отделка зала так перекликается в тем, что снаружи: то же арт-нуво, те же линии, те же "лица"... Только всё отреставрировано. 
Решила пройти на платформы...

которые поразили меня пустынностью.
Отсюда можно доехать практически до любого европейского города. 
Люди, где вы?

Тут оказалась неподготовленной, не знала, не дошла до памятника на первой платформе, пропустила, хотя с историей жизни сэра Николаса Уинтона была знакома. 
А история потрясающая. 
Даже если знаете, вспомните ещё раз. Молодой биржевой маклер (Никки тогда) собирался в отпуск на Рождество. (Представляете, они не знали, что начнётся война! ВОЙНА.) Ему позвонил друг из Чехословакии и попросил отпуск отложить и приехать в Прагу. Это 1938 год, страна оккупирована. И Никки, а он 1909 года рождения, ему 30 лет (sic!), откладывает катание на лыжах в горах и приезжает в Прагу, где практически из холла гостиницы, где жил, организует эвакуацию детей в Лондон.
Сэр Николас Уинтон организовал эмиграцию 669 еврейских детей в Англию. 
(Легко написать "организовал", это надо найти деньги, получить визы на въезд или потом подделать визы, подкупить чиновников, найти приёмные семьи, отправить детей, от двух до семнадцати лет, в Лондон, там их кто-то должен встретить, всё это надо ор-га-ни-зо-вать! Я уже не говорю, что дети уезжали от живых родителей, бабушек и дедушек, отчаявшихся настолько, что ОТДАВАЛИ своих детей, чтобы те остались живы, понимая, что их самих ждёт...) Жаль, не знала про памятник, а то бы обязательно! нашла. Самое потрясающее в истории для меня было то, что жена сэра Николаса, Грета, не знала ничего про спасение детей. (Ну, во время войны понятно, лучше не рисковать, мало ли что... Но он ей не рассказал и после войны!) Это она, разбирая вещи на чердаке, нашла чемодан с именами детей, фотографиями и адресами приёмных семей в Англии. (Я не против семейных секретов, каждый имеет на них право. Дай Бог, чтобы у всех у нас были ТАКИЕ секреты.) Она безуспешно пыталась заинтересовать журналистов до тех пор, пока не обратилась на Би-Би-Си, где в 1988 году была организована передача, на которую в качестве "зрителя" пригласили Николаса Уинтона. Туда же были приглашены спасённые им дети. Я несколько раз смотрела, и каждый раз плачу, когда спасённые им люди встают... Да что я рассказываю, лучше посмотрите в ютюбе. 
1 сентября 2009 в семидесятую годовщину последнего "Киндертранспорт" (так в Чехословакии называют те поезда), паровоз с составом, организованный чешским правительством, отправился в Лондон, воссоздавая историческую поездку с главного вокзала Праги. Тогда же памятник, сделанный венесуэльской женщиной-скульптором Флор Кент, был представлен на первой платформе. Он изображает 30-летнего биржевого маклера с двумя детьми, а на платформе тот, культовый уже, чемодан. Та же скульптор создала памятник, чтящий всех детей "Киндертранспорт", в Лондоне.
Жаль, что я не знала о памятнике... 
Маленькая справка. Николас Уинтон занимался, в частности, организацией дома престарелых, что было отмечено степенью кавалера ордена Британской империи в 1983 году. Он был посвящен в рыцари в 2003 году. 19 мая 2014, его 105-й день рождения, было объявлено, что сэр Николас Уинтон будет награждён Орденом Белого Льва, высшей награды Чехии. Он умер 1 июля 2015 на 107 году. 
Редко кому выпадает удача такой долгой жизни. И такой завершённой, исполнившейся. Если будете в Праге - загляните на вокзал и обязательно отыщите тот памятник...

Замечательный ролик, по-английски.
https://www.youtube.com/watch?v=A6FlMLyf0yk
Это про поезд "Киндертранспорт".
https://www.youtube.com/watch?v=UDjWPUcqJpI

Комментариев нет:

Отправить комментарий