"I Madonnari".
"Я - уличный живописец".
Фестиваль уличной живописи в Санта-Барбаре.
Как много хороших
вещей в жизни приходит к вам случайно: как много хороших людей случайно
попадают на вашу орбиту, попадают мимолётно, совсем нанемного, - и орбиты
расходятся; как события, происходящие в вашем городе, проходят для вас
незаметно в течение многих лет - и вдруг случайно вы становитесь к ним
причастны...
И как всё
призрачно и быстротечно...
***
Приехав в Санта-Барбару, я совершенно не ожидала попасть на фестиваль.
Приехав в Санта-Барбару, я совершенно не ожидала попасть на фестиваль.
Оказалось, что мне невероятно повезло: в Санта-Барбаре проходил ежегодный фестиваль.
Madonnari, уличные живописцы из разных, как я поняла, стран, работают на площади перед Миссией, рисуют на тротуаре,
используя пастели, чтобы создать сто пятьдесят ярких красочных крупномасштабных
изображений.
Короткая справка:
рисование на улицах началось в Италии в ХХVl веке и является давней традицией в
городах Западной Европы. Художники, путешествуя с католическими религиозными и
фольклорными фестивалями, используя мел, рисовали на улицах изображения
Мадонны. Эти художники стали известными как «Madonnari» или уличные живописцы.
Уличные художники существовали (и, подозреваю, существуют, но пока не нашла об
этом информации) от монет зрителей-прохожих, брошенных на их картины в качестве
оценки работы: труда и таланта. Самый знаменитый фестиваль проходит в крошечном
городке Grazie di Curtatone, в Италии, где каждый год в августе (с 1972 года)
на площади перед огромным собором художники соревнуются, рисуя в течение
двадцати четырёх часов.
Фотографии нескольких подобных фестивалей видела в
интернете, но никогда не подозревала, что нечто подобное от моего дома в
полутора часах езды на машине.
Тут выяснила (о,
интернет, ты могуч!), что фестиваль в Санта-Барбаре - первый подобный фестиваль
в западном полушарии и у него давняя история... (Вот так живёшь-живёшь, ходишь-ходишь на работу... - и не знаешь, что происходит совсем рядом с твоим носом!) В
округе Санта-Барбара и округе Сан-Луис-Обиспо есть Детский Творческий Проект,
некоммерческая программа обучения искусствам Образовательного Офиса округа
Санта-Барбара. В рамках этого проекта к обучению искусствам привлекаются
местные художники и артисты, проводятся ежегодные концерты для учащихся
концертирующими артистами (и концерты эти, например, проводятся для огромного
количества учащихся, встретила цифру 4 000 в год на их сайте). Всего проект
работает для 50 000 детей в более чем 100 школах.
В 1987 Кэти Коери,
исполнительный директор Детского Творческого Проекта, создала фестиваль "I
Madonnari" как мероприятие по сбору средств, чтобы улучшить качество
программ обучения искусствам.
***
Парковка,
действительна оказалась полностью занятой, но организаторы открыли въезд на
пустырь. В Санта-Барбаре есть пустырь рядом с садом миссии (принадлежит,
конечно, миссии, кто ещё может позволить себе иметь пустырь в центре
Санта-Барбары при их ценах на землю!!), который практически был заполнен
машинами.
Интернет говорит, что за три дня фестиваля (а проводится он в выходные и Memorial Day - День Памяти Погибших) его посещают 25 000 человек. Верю, потому что народу было действительно много, посмотрите сами.
Люди ходили,
смотрели, фотографировали...
шли на лужайку, ели-пили, приезжали-уезжали, приезжали снова...
Там, в палатках на огромной травяной лужайке перед Миссией, готовили блюда итальянской кухни (я, подъезжая, видела, как разгружали огромные пластмассовые контейнеры с макаронами из небольшого грузовичка - всё-таки это фестиваль "итальянских" уличных художников), дети с удовольствием поглощали мороженое и джелато, тут же торговали всякой всячиной: футболками, плакатами, открытками...
На углях готовили неизменное барбекю и овощи.
Пахло изумительно. (Пишите - запах пришлю почтой!)
(Как-то всем нам только духовной пищи недостаточно...)
Вернувшись на площадь, ходила,
рассматривала картины и художников. Все рисуют пастелью, многоцветье которой поражает.
Вы не замечали, как художники похожи на
свои картины? Вот только бы шапочку красного цвета...
А эти девочки сами выглядят, как цветы - бабочки, на картине.
И сидит, скрестив ноги - крыло бабочки...
Когда увидела утром, было ясно, что рисует мадоннари мастерски, но такой детализации, проработанности не ожидала.
У художницы и девочки на её картине 'лица удивительно похожи.
Хотя прочла на сопровождающем пояснении,
что в сюжет классической картины-оригинала, написанной Wang Yi Guang, художница -Delphine Anaya-вставила лицо её
племянницы, делающей селфи с яком. Так вот почему похожи...
Таких пояснений с
именами, фотографиями работ, адресами электронной почты видела несколько.
Sharyn Chan - sharynchanart.com - посмотрела её работы, интересно. Шейрин Чан - уникальная смесь ученого, художника, танцора хип-хопа и гонщика мотоцикла. В настоящее время она работает уличным художником, соло и частью Команды Трейси Ли Стум 3D, участвует в различных временных командах уличных художников, работает как преподаватель танцев хип-хопа, а также является менеджером проектов правительственных контрактов. (А в маленькой птичьей клетке - денежка, я, проходя, не обратила внимание, а то бы оставила, наверно... Хотя нет: мои доходы не сравнимы, и близко не стоят. Да и в помощь я верю целевую: тихую и из рук в руки.)
Высшее образование она получила со степенью в информатике и оставалась в той области в течение 30+ лет. Увлеклась рисунками на асфальте в своём родном городе Санта-Барбара в 2001, а теперь участвует в подобных конкурсах Madonnari по всему миру. Вот это самовыражение! Вот это свобода!
Работают художники в одиночку...
... (эта же работа вечером)...
...или разными группами.
(Это как их творение выглядело около шести вечера.)
Две совсем юные девочки. Они представляют старейшую частную школу Санта-Барбары, где занятия ведутся уже более ста лет. (The Howard School - Школа Говард была основана в 1912 Ханной Говард в ее отеле "Tea Kettle Inn", у неё в первый год было шесть учеников. Школа, которая с тех пор разрослась, без перерыва работает уже более ста лет там же, в Монтесито, по системе Мей Карден (Mae Carden) - системе, похожей на систему Марии Монтессори, по которой работаю я. Здорово, что школьники и школы - часть фестиваля. Это во мне "училка" не спит...)
Смотрела, гадала: ёжик? дикобраз? мышка?
А это опять-таки то, что увидела вечером. Но вопрос так и остался открытым. Может, хомячок? Ваши варианты?
Поразила
увлечённость, сосредоточенность всех работающих.
Это для нас, посетителей, чувство полного расслабления, для художников - напряжение, нет, неверное слово, интенсивность работы. Вот работают они с десяти утра до шести вечера в течение трёх дней. Работают мелками. Уличная живопись - искусство, где рисунки исчезнут из-за росы, ветра, дождя... Даже не со временем, а практически мгновенно. Что заставляет этих людей ТАК работать? Что заставляет их создавать искусство (мне могут нравиться или не нравиться сюжеты, или колористические решения, или что-то ещё, но это - искусство. И даже Искусство, просто вот такая у него форма: рисунок мелками на асфальте.)
Это для нас, посетителей, чувство полного расслабления, для художников - напряжение, нет, неверное слово, интенсивность работы. Вот работают они с десяти утра до шести вечера в течение трёх дней. Работают мелками. Уличная живопись - искусство, где рисунки исчезнут из-за росы, ветра, дождя... Даже не со временем, а практически мгновенно. Что заставляет этих людей ТАК работать? Что заставляет их создавать искусство (мне могут нравиться или не нравиться сюжеты, или колористические решения, или что-то ещё, но это - искусство. И даже Искусство, просто вот такая у него форма: рисунок мелками на асфальте.)
Тут папа в разговоре со мной и детьми по скайпу сказал, что для них, художников, важно самовыражение, важно показать окружающим (а, может, в первую очередь, себе), что они - лучшие, они чего-то стоят как художники, и почувствовать оценку и одобрение мимо проходящих прямо здесь и прямо сейчас (чего не получишь, выставив свою картину маслом где-то в галерее).
Хотя мне сейчас думается, и "продукт" тоже. Всегда приятно видеть произведение своих рук...
Как-то задумалась: а что создаю я? (Я учитель, что создаю? Мне подсказали: характеры. Наверно, не очень уверена. Что СОЗДАЮ, знаю, чувствую, но ЧТО - это трудно определить и измерить невозможно.) По крайней мере, рисунок на асфальте - видимое, осязаемое воплощение идеи художника. И большинство, если не все, мы создаём что-то, что временно и быстротечно. (Хотя, нет, и мою работу можно измерить: любовью детей, их желанием работать со мной, и уважением со стороны родителей. Что тоже временно и быстротечно, и доказывать, что что-то 'стою, приходится ежедневно. В первую очередь, себе. Ладно, что-то я отвлеклась.)
Как-то задумалась: а что создаю я? (Я учитель, что создаю? Мне подсказали: характеры. Наверно, не очень уверена. Что СОЗДАЮ, знаю, чувствую, но ЧТО - это трудно определить и измерить невозможно.) По крайней мере, рисунок на асфальте - видимое, осязаемое воплощение идеи художника. И большинство, если не все, мы создаём что-то, что временно и быстротечно. (Хотя, нет, и мою работу можно измерить: любовью детей, их желанием работать со мной, и уважением со стороны родителей. Что тоже временно и быстротечно, и доказывать, что что-то 'стою, приходится ежедневно. В первую очередь, себе. Ладно, что-то я отвлеклась.)
Отвлекать от работы "мадоннари" было неудобно, но, разговорившись с одной из них, попросила "попозировать": поразила её жизнерадостность, позитивность, раскованность... Мне бы так.
Изображают всё, что можно изобразить, воображают всё, что можно вообразить, пределов сюжетам и стилям нет: тут и открытки, плакаты в стиле пятидесятых...
...(это, как работа над плакатом начиналась днём)...
... религиозные сюжеты...
животные...
Ну, мои познания в живописи не так велики, сами решайте, какой стиль.
Ну, как же без Ван Гога или его последователей в разных вариантах!
Утром проходила мимо мальчика, ему лет четырнадцать примерно, он работал с мамой. (Вот они на следующем фото справа в углу). Был только скетч.
Иду вечером - мама критикует, говорит, что усы у кота не пропорциональны. Критикует на полном серьёзе, объясняя, как можно мокрым полотенцем вычистить и, дав подсохнуть, переработать. Фотографирую, комментируя, что мне-то понравилось и никакой ассиметрии я не заметила, - и мама расцветает в широчайшей улыбке, рассказывая мне историю, как три года назад они с сыном приняли участие в Madonnari в первый раз и как это их увлекло... Счастливые...
Большинство работ многоцветно, но поразила и одна чёрно-белая: простой сюжет, правда? Интересно, как это будет выглядеть в завершённом виде. Мне очень понравилось именно кажущейся простотой.
Сами попробуйте что-то подобное.
Можно мелками.
Уж белые-то мелки у вас есть!
(Это я тем, кто сказал: "Подумаешь, голуби!")
И качество работ различно: от начинающих до высокопрофессиональных. Правда, работы начинающих устроители фестиваля вынесли на периферию.
Женщины-ангелы, почти Шагаловские, уже летают...
Вот две девочки за углом миссии. Работали весь день.
Одна из работ перед Миссией была объёмной.
(Работали художники вдвоём: муж и жена?)
Утром меня поразила вытянутость изображения, идею создания я поняла: так как мы смотрим на картину с высоты своего роста, необходимо "вытянуть" изображение, чтобы скорректировать восприятие его мозгом. Вечером удалось сфотографировать - благо точка для лучшего видения 3-D изображения была заблаговременно отмечена художниками на асфальте. Впечатляет, правда?!
Вернёмся к прозе
жизни.
Как всегда, меня
интересует, сколько стоит и кто за всё это платит. Всё просто. Если хотите
принять участие - подаёте заявку, если её принимают - прекрасно, а дальше вам
придётся или найти спонсора, или спонсировать себя самому. Разного размера
участки стоят по-разному: маленький 4 на 6 фут $150, а квадрат 12 на 12
обойдётся вам (или вашим спонсорам) уже в 700 долларов, так что удовольствие
дорогое...
На всех участках, размеченных под рисунки, заранее написаны имена спонсоров. Реклама, конечно. А ещё суммы, внесённые спонсорами за участие в фестивале, освобождены от налогообложения.
Несколько художников были спонсированы медицинскими учереждениями.
На всех участках, размеченных под рисунки, заранее написаны имена спонсоров. Реклама, конечно. А ещё суммы, внесённые спонсорами за участие в фестивале, освобождены от налогообложения.
Несколько художников были спонсированы медицинскими учереждениями.
Если вы курите - бросайте.
Больше всего понравились "лица" динозавров: этакие подростки в школьном туалете, оглядывающиеся, не идёт ли завуч... (Опять "учитель" проснулся! сколько можно! - никак не отделаться от второй натуры, как ни старайся.)
Ещё там был "детский уголок", что я утром не заметила. За двенадцать долларов (что для работающих американцев сумма небольшая) любой ребёнок мог нарисовать на специально отведённом участке свою картину.
Вечером детей было мало, фотографировать детей и выставлять их фотографии в блог считаю недопустимым по многим причинам, но сделала фото их рисунков, на мой взгляд, не менее интересных и профессиональных, если хотите, чем произведения на площади. Вот чем вам не плакат? А этот летящий дракончик просто прелесть! Я так не смогу, у меня свободы не хватит, буду оценивать свою работу, внутренне себя критиковать - и ничего не получится... Детям хорошо - в них эта внутренняя свобода самовыражения ещё не убита...
Уходить не
хотелось... Уходить не хотелось никому...
Уже заходило солнце за коллонаду Миссии, но все всё ещё как-то медленно бродили вокруг, стараясь "продлить мгновенье"... Близилось к шести, , к закрытию, кто-то уже укрыл картины на ночь... кто-то искал материалы для укрытия...
кто-то ещё напряжённо работал...
И на всё это смотрели колокольни старой Миссии. Замечательное место выбрали для фестиваля - история продолжается, всё мимолётно, но всё оставляет след.
Или материальный и осязаемый, как сам собор или статуи на его фасаде.
Или быстро уходящий, как рисунок на асфальте.
Или неизмеримый, но по-своему вечный, как настроение, впечатление и опыт...
Или встреча...
Уже заходило солнце за коллонаду Миссии, но все всё ещё как-то медленно бродили вокруг, стараясь "продлить мгновенье"... Близилось к шести, , к закрытию, кто-то уже укрыл картины на ночь... кто-то искал материалы для укрытия...
кто-то ещё напряжённо работал...
И на всё это смотрели колокольни старой Миссии. Замечательное место выбрали для фестиваля - история продолжается, всё мимолётно, но всё оставляет след.
Или материальный и осязаемый, как сам собор или статуи на его фасаде.
Или быстро уходящий, как рисунок на асфальте.
Или неизмеримый, но по-своему вечный, как настроение, впечатление и опыт...
Или встреча...
P.S. А мультик о Синей Бороде всё-таки посмотрите (или пересмотрите, если вы моего возраста), он в ютюбе пока доступен, золотая коллекция умных мультиков нашего детства и юности: https://www.youtube.com/watch?v=RtmrldwPVng
Комментариев нет:
Отправить комментарий