вторник, 9 августа 2016 г.

Перебираю старые фотографии... Курский Вячеслав Дмитриевич. Рассказ второй.



Перебираю старые фотографии...
Рассказ второй. 

Дядя Слава, рано умерший, но проживший рядом всю жизнь.

Вы не думали, как дата вашего рождения влияет на вашу жизнь? Вы счастливец, если родились в 1945,1946,1947... в послевоенные годы с их ощущением будущей долгой мирной жизни. Считайте, что вы выиграли лотерейный билет, если родились в пятидесятые. (Принадлежу к этому поколению, знаю. Хотя всё относительно.) А если вы родились в 1941? Понимаете, 21, 22, 23,24... июня рождались дети, и даже в 1941.
У моей бабушки было трое детей: Леонид, мой папа, 1935 года рождения, Светлана, 1937 года, и младший сын, Вячеслав, родившийся 24 июня 1940 года.  А в том июне 1941 дяде Славе исполнялся годик.
У меня есть его детская фотография, какие есть у многих его поколения. (Почему-то было принято фотографировать голых младенцев с пухлыми ножками и ручками. Я всегда испытывала неловкость, рассматривая эти фото в семейных альбомах. Гордость родителей, дети смотрят в камеру ещё не очень понимающим взором. Но понимаю чувство родителей: сын!) На обороте той фотографии чьей-то рукой написано:"1940, шесть месяцев. Слава." И уже папиной рукой, чёткими, хорошо читающимися печатными буквами добавлено "Курский Вячеслав Дмитриевич". Хотя моему дяде Славе стать Курским Вячеславом Дмитриевичем так и не довелось.
Когда началась война, бабушке было 26 лет. Сколько сейчас вам? Нет, мне не надо знать, не говорите. Просто представьте: ей 26 лет, у неё трое детей - шесть, три и всего годик. Война. Дед эвакуирован с заводом. А она едет в деревню к родственникам деда. Кто ж знал, что это будущая линия обороны Курской Дуги? Сравните себя: вы моложе? старше? каким вы были в её возрасте? а вы сумели бы выжить? сами выжить? а прокормить троих детей? в чужой деревне? При всём уважении к родственникам деда, принявшим четверых (!) в семью, и с огромной благодарностью к ним, думаю, как нелегко было моей Ба (так я её до сих пор зову).
Папа рассказывал, что ему там, в эвакуации, сделали "крупорушку" - две консервные банки, вставленные одна в другую. В одной из банок гвоздем сделаны дыры так, чтобы острые металлические края выступали и при вращении банок перемалывали зерно. Он перемалывал, замачивал, зерно варили и ели. Папе там шесть - семь лет. А Славику - два, три... А если переработать гнилую картошку, то можно получить крахмал и сделать что-то вроде лепёшек. А ещё картошку сушили и потом ели. Но о войне отдельный рассказ. Просто для маленького ребёнка там выжить - подвиг всех родных.


В 1944 вернулись в Балашиху, папа со Светой пошли в начальную школу. Когда закончилась война папе было десять, а Славику шесть лет. Через год и он пошёл в первый класс школы номер 1. А летом все трое ездили в пионерский лагерь. Отдыхать. И дать отдохнуть родителям от постоянной заботы: как накормить, одеть, обиходить всех троих. Лагерь от завода 24, будущего автокранового, где дед был главным электриком. 

Вячеслав Дмитриевич Курский



 В первом ряду, снизу, второй слева Курский Вячеслав Дмитриевич (в белой рубашке).

6-7 человек в звене во главе с звеньевым, три звена в отряде с председателем совета отряда, четыре отряда с председателем совета дружины... - всего около восьмидесяти человек с попытками детского самоуправления и несколькими вожатыми.

Обычный лагерь с родительским днём, который традиционно проводился во второе воскресенье смены и к которому приготавливался концерт самодеятельности с чтением стихов (папа до сих пор может прочесть наизусть главы из "Тёркина" Твардовского, впрочем, и я - горжусь своей памятью! - помню пару глав, выученных в школе);
 

с танцами 

"Танец маленьких поварят". Первая справа Курская Светлана Дмитриевна. 1947 год.



и с гимнастическими выступлениями - традиционной пирамидой...

Первая справа Курская Светлана Дмитриевна. 1947 год.

На трибуне в белой рубашке с тремя нашивками на рукаве Курский Леонид Дмитриевич, председатель совета дружины. Ниже, рядом с трибуной, горнист Курский Вячеслав Дмитриевич.

Ежедневность наполнялась подъёмом, зарядкой, линейкой (для не ездивших никогда в лагерь: линейка - это построение всех отрядов, то есть всех детей на площадке в центре лагеря, где объявлялся план на день), завтраком, играми, турниром шашек и шахмат (таблицы счёта, кто выигрывает, висели в столовой), обедом, обязательным "мёртвым часом" - дневным сном, выпуском стенгазеты,
матчем своей футбольной команды с неожиданно пришедшими футболистами из соседнего лагеря, где папа отдал пас нападающему, хотя должен был бить сам  "ведь был прямой, забил бы", - и тот промахнулся... 

                         Первый слева, держит мяч, Курский Леонид Дмитриевич. 

За выигранный шахматный турнир, или выступление в родительский день, или за активную работу награждали книгами. Где-то ещё хранится тоненькая, обёрнутая в коричневую восковую бумагу "Муму" И. Тургенева. Надпись помню не точно:" Курскому Вячеславу за активную работу". (Я никогда не смогла открыть её дальше той надписи: книга - есть, а человека, когда-то читавшего её, - нет.)

Первый справа Курский Вячеслав Дмитриевич.

 Если не считать голод 1947 года, лагерь уже был с нормальным питанием, когда спрашивали, если кто-то хочет ещё кусок хлеба или добавку супа. Когда горнисту, а дядя Слава был горнистом, давали кружку молока вне нормы! Когда давали конфеты - "подушечки"- сантиметровые карамельки с начинкой - вареньем. И дети прятали их под подушкой, чтобы угостить родителей в родительский день. А вожатые, проходящие с обходом и проверяющие заправку кроватей, находили эти конфетки и заставляли тут же съесть. (Ваши дети делают для вас что-то, равное тем конфетам? Мне, если честно, в этом плане повезло).

Справа налево: Курский Леонид Дмитриевич - председатель совета пионерской дружины, Эфрос - председатель совета пионерского отряда, Курский Вячеслав Дмитриевич, брат Курского Л.Д., Кажуткин - младший.

Здорово, если выпадала очередь дежурить по лагерю: в столовой можно положить горбушку другу (а это б'ольший кусок хлеба), нужно почистить килограмм 15 картошки - зато освобождаешься от "мёрвого часа"... А совет дружины (это дети!!) проверял расклад продуктов, взвешивал порции хлеба на весах, потому что у главного повара появилась машина Победа! В нашем городе тогда это могли позволить себе купить изобретатель горючего для "Катюш", лауреат Сталинской премии, да двое полковников, живущих в ДэНэЭсе (ДНС - дом начальственного состава), а тут купил повар!

Стоят  (слева направо) : Курский Леонид Дмитриевич, Воронкова Мария Анисимовна, Курский Иван Стефанович. В центре сидит Курская Светлана Дмитриевна, стоит в белой рубашке Курский Вячеслав Дмитриевич.

Обычное детство, уже счастливое, потому что послевоенное.
Дядя Слава умер седьмого октября 1952 года. Тётя Света, тоже уже ушедшая, когда-то говорила мне:" Съел кусочек арбуза, стало плохо, в больнице умер..." Папа помнит про больную печень и операцию, которую дядя Слава не пережил. Слишком короткая жизнь? Горько, что умер совсем маленьким, всего в двенадцать лет? Нет. Рождённый за год до войны, он прожил двенадцать лет. Несмотря ни на что, счастливых лет, потому что был любим. Зачем я пишу всё это? - Хочу, чтобы мои дети и дети моих брата и сестры прочли о моём дяде, Курском Вячеславе Дмитриевиче. Чтобы он прожил свою взрослую жизнь с ними, как прожил её сначала с папой, потом со мной. Чтобы был в памяти ещё одного поколения. Курский Вячеслав Дмитриевич.

Комментариев нет:

Отправить комментарий