суббота, 17 сентября 2016 г.

Россинский Яков Семёнович. Перебирая старые фотографии... Рассказ третий.


Перебирая старые фотографии...
Рассказ третий.

Перебираю фотографии, стараясь выстроить линии жизни людей, кого я любила... Их немного. Как фотографий, так и людей. И спешу рассказать, что помню, иначе с моим уходом исчезнут и они. А мы живы, пока о нас помнят... 
Мы лежим с Игоряшей (двоюродным братом) на диване, нам велели "спать", а не хочется, мне - лет семь, значит, ему - два. Звонок, дед открывает дверь, - и через минуту распахивается дверь в комнату, где "спим" мы. В проёме двери - огромного роста смеющийся военный. Дядя Яша.





Россинский Яков Семёнович
фото сделано в Иране, 1941-45 гг    

 Он нам не дядя. Он - муж сестры нашей бабушки, правда, мы её звали тётя Нюра, она была младшей сестрой бабушки. Дядя Яша - смеющийся, с холода, громко что-то с дедом обсуждающий... Так и остался в моей памяти. И всё. Никак не могу вспомнить его лицо. Только силуэт в проёме двери, освещённый сзади коридорной лампочкой. Детским чутьём знаю, что он был одним из самых обаятельных людей в моей жизни. Россинский Яков.  Уже нет деда, умерла бабушка, скончались тётя Нюра и её единственная одинокая дочь Лида. А в моей памяти тот силуэт в пролёте двери...

(Три сестры: Ефросинья, Анна и Елена - тётя Фрося, тётя Нюра и баба Лена для меня. Это на нашем огороде в Балашихе около автокранового завода, собирают картошку осенью, 1960-65 г. Не "парадное" фото, но других фотографий , где они втроём, у меня нет).  Дядя Яша был мужем тёти Нюры, что в середине.
По старшинству ... (Холдеева) Ефросинья Андреевна, Курская (Холдеева) Елена Андреевна, Россинская (Холдеева) Анна Андреевна.


Отступление. 
Маленькая повесть о дяде Яше, рассказанная моим  папой по телефону. Вся жизнь в пятьдесят строк.
                                           
                                  ***
Да, дядя Яша был из той же деревни, что моя бабушка Настя и её три дочери: моя мама Лена, тётя Фрося и тётя Нюра, из Константиновки. Воспитывался он в семье без отца, значит, выполнял все мужские работы. Как-то помню, что его мама была не здорова и ему приходилось ещё и вести хозяйство. В деревне дядю Яшу прозвали "золотой". Как они познакомились с тётей Нюрой? На деревне как было: парни ходили к девушкам на "вечера". "Вечеринки" - теперь, ассоциируются с виной, танцами, а тогда были вечера. С лучиной. Собирались в одной избе: девушки пряли при лучине, парни смотрели, кому какая понравится. Тётя Нюра была очень застенчивая, как и баба Настя. Моя бабушка Настя была очень верующая, со слов попа запомнила многие эпизоды из евангелия о Христе, реке Иордан, о Вифлеемском саду... Меня тогда удивляло, что она, не будучи грамотной, цитировала библию, удивляла память на пословицы и поговорки, которыми она владела в совершенстве. Председатель колхоза был родственником, и за пол-литра самогона он выписал маме, Лене, паспорт о 18-летии, когда ей было всего 15. Она устроилась на работу штукатуром в Балашихе, в дивизии Дзержинского, а потом забрала из деревни маму и сестёр. Дядя Яша, наверно, приехал в дивизию Дзержинского вслед за Нюрой. Он служил во время войны? - служил в одной из частей в Иране. Помнишь" Тегеран -43"? Его призвали на службу сразу из дивизии, "проверенный" был. Нет, нет, он не был военным, он демобилизовался сразу после войны, он был слесарем.
Россинский Яков Семёнович, в середине, в полосатой рубашке. (Остальных на фото не знаю). Это на крыльце дома в Балашихе, ул. Лесная, свадьба моих папы с мамой, Курского Леонида Дмитриевича и Курской (Артамоновой) Людмилы Васильевны.

Почему помнишь его в военной форме? Да это просто гимнастёрка без погон. Тогда все в таких ходили. Костюм надо было "справить" (запиши это слово - "справить", бабушка и мама всегда его употребляли), кому-то надо "справить" галоши, кому-то надо "справить" брюки... деньги откладывали - хранили где-нибудь под матрасом. Материал купить нельзя - талоны... Сколько времени занимало это "справить костюм"! - годы... а гимнастёрку носили всегда. Мы к ним в гости ходили тёплым летом вечерами: деда Дима нёс ещё Славика на руках...

 На фотографии Курская Мария, Курский Дмитрий Иванович, Россинский Яков Семёнович. Свадьба Курского Л. Д. и Курской (Артамоновой) Л. В.


Дядя Яша - очень сильный, добрый, счастье, что они из одной культуры с бабой Нюрой! Та тоже - бессребреница, готовая всем помогать. Родство душ - добрый союз.


Тётя Нюра, какой я её помню. Россинская Анна Андреевна. Жаль, что не сохранились другие фотографии, ведь и она была молодой...


Жаль только, умерла их первая дочь.

Лида была вторым ребёнком, не только долгожданным, но опекаемым.









(На первом фото Россинская Анна Андреевна с дочерью Россинской Лидией Яковлевной. На втором Россинская Лидия Яковлевна.)
Так и прожила жизнь одиноко: замкнута была, нелюдима, не вышла замуж... Не городская была. 
Как умер? Почему спрашиваешь?... - быстро, воспаление было какое-то. Позвонила тётя Нюра, сказала, что умер Яша. Я прибежал сразу к ним: кровать ещё была тёплой, он ещё был тёплым. Это было потрясением. Вот смерть уже где-то в затылке сидит у тебя, кровать ещё тёплая...  человека нет, а кровать хранит его тепло. Бабушка Настя садилась на кровать, разговаривала, я видел, как уходит бабушкино здоровье, понимал... а с дядей Яшей было потрясение... Я сел на велосипед и уехал в лес, плакал там последний раз после того, как погиб дядя Ефим и пришла похоронка... Отчество? - не спрашивай больше, ошеломила меня, - Семёнович, конечно.
Россинский Яков Семёнович.
***
Вот и вся жизнь дяди Яши, рассказанная отцом по телефону, все пятьдесят с небольшим строк...
Я сейчас всем телом чувствую тот летний вечер, вижу молодых бабу с дедом, со Светой и папой, со Славиком, которого никогда не знала, на закорках деда, идущих через лес и речку в гости к дяде Яше с тётей Нюрой... 
Война уже кончилась...
Славик ещё жив...
Счастье... 
Куда ушли те тёплые летние вечера?

Комментариев нет:

Отправить комментарий