суббота, 17 сентября 2016 г.

Тётя Света. Перебирая старые фотографии... Рассказ четвёртый.



Перебирая старые фотографии...
Рассказ четвёртый.

Что вы можете сказать о самых близких вам людях? Попробуйте! Родился, учился, женился...- это то немногое, что заполняет многоточие между двумя датами. И все мы в той информации выглядим одинаково. А обе мои тёти - тётя Таня и тётя Света - были женщинами индивидуальными. Штучной работы.
Осипова(Курская) Светлана Дмитриевна.

Тётя Света. Удивительное лицо: широковатое, с курносым носом, доставшимся многим из родни по бабушкиной линии, большими и, в воспоминаниях, грустными глазами, коротко подстриженные, кудрявые от бигуди волосы. 







Тут я сканировала фотографии, которые нашла в архивах родственников, и обнаружила, что в юности у неё была шикарная коса. И она была худенькой, как моя мама. 


















И обе были удивительно красивы.
Курская Светлана Дмитриевна, Курская (Артамонова) Людмила Васильевна.

Детство всех предвоенных детей, думаю, было похожим. 26летняя бабушка увезла своих детей в эвакуацию к родне деда в 1941 году, в деревню Кудияровка, откуда вернулись назад, в Балашиху, в 1944. Света поступила в школу 1 в один класс со своим братом, моим папой. Бабушка решила, что папа будет о сестре заботится. Зимой - школа, летом - пионерский лагерь...
Окончила школу... потом торговый институт и была специалистом по пушнине. Представляете, как здорово! Вот уже ваше воображение нарисовало шубы, магазины, богатство... А тётя Света всю жизнь проработала в научно-исследовательском институте с полимерами, имела патент на изобретение какого-то из них.
Просто потому, что это было рядом с домом. Просто потому, что можно было забирать детей из школы, забегать в магазин по дороге домой, успевать готовить-стирать-шить-мыть-убирать...
Курская (Артамонова) Людмила Васильевна, Осипова (Курская) Светлана Дмитриевна, Осипов Евгений Алексеевич.
Замуж тётя Света вышла "по знакомству". Она уже училась в институте, кто-то из родных или знакомых привёз будущего дядю Женю, работавшего механиком на аэродроме в Кубинке, "познакомиться". Бабушке с дедушкой он понравился: солидный, положительный. А тёте Свете? Как говорила бабушка: "Света засиделась в девках, скромная была". (Это по понятиям того времени, по тем, бабушкиным, понятиям. Тётя Света вышла замуж в 1961 году, ей было 23 года, в 1962 родился Игорь. Так что "засиделась" - это только посравнению с бабушкой, которая, по моим подсчётам, родила папу в 18 лет).  Так что понравился ли дядя Женя тёте Свете - не знаю. Впрочем, всем нам нравятся наши БУДУЩИЕ мужья.
И я не знала дядю Женю в юности. Перебирая, я нашла фотографии, целую серию, сделанную, видимо, им. И с огромной любовью. Всего-навсего прогулка по лесу, по вырубке линии электропередач. 




Ничем не примечательный день. Ничем не примечательный пейзаж. А дядя Женя отщёлкал целую плёнку. 










Только на одном снимке они там вдвоём, на остальных - она. И всё-таки он тоже. Он, смотрящий через объектив на неё с огромной любовью.



После замужества жизнь обычная: сын Игорь, дочь Алла, купили машину, ездили летом на юг, осенью на бетонку за грибами...
Получили квартиру, дядя Женя своими руками построил дачу...
Он, после гибели друга-лётчика, перешёл на военную приёмку на завод... Игорь женился, Алла вышла замуж...Тётя Света сидела с внучками летом на даче, зимой водила их в школы, “среднеобразовательную” и музыкальную... Мне нравилась их достаточность, основательность. Но никогда не хотелось иметь мужа, похожего на дядю Женю. (Простите, ребята, я обещала себе быть абсолютно честной. Для честности добавлю: мой иногда напоминает. И очень. А, может, все мужики такие?).
Одна из самых любимых фотографий в жизни.
Осипова(Курская) Светлана Дмитриевна, Осипов Игорь Евгеньевич, Осипова Алла Евгеньевна, Курская Ирина Леонидовна.Тётя Света плетёт венок из одуванчиков, это мы сидим на скамейке перед домом на Лесной улице в Балашихе, где жили бабушка с дедушкой.

Она отличалась той странной интеллигентностью и деликатностью, перешедшей, по-моему, от деды Димы. Эта деликатность есть и у моего отца.  Она всё время о ком-то заботилась, что-то готовила, кому-то что-то шила... Мастером, именно мастером, она была удивительным. Я всегда завидовала каким-то особенным кружевным воротничкам, нарукавничкам, платьицам моей двоюродной сестры. А после замужества тёти Светы получила от неё все её девичьи, ею же сшитые, платья... Как-то мне "по наследству" от золовки достался детский овчинный полушубок. Мой сынуля относил его ещё пару лет - и то, что осталось, я передала тёте Свете. Она зашила расползающийся по швам зипунчик, украсила его вышивкой для своих тогда маленьких внучек. Наверняка ещё где-нибудь лежит, дожидается правнуков.



В любом возрасте у неё была потрясающая заразительная улыбка.







В любом возрасте она была красива какой-то спокойной, домашней, материнской красотой. С ней рядом было тепло и надёжно. Я всегда чувствовала рядом с ней: тебя здесь поймут, поддержат, накормят, уложат спать в чистую постель и утром встретят с улыбкой..







И всё? И это вся ЖИЗНЬ? Мы привыкли мерять "успешную" жизнь количеством денег, размером дома, написанными книгами или сыгранными в кино ролями... У тёти Светы, как и у меня, была просто жизнь. Наверно, как и у вас. И это  ЖИЗНЬ.  
Заболела она ещё молодой.  (Я сейчас в том возрасте.) Полимеры, будь они прокляты. Рак поджелудочной железы. Я уже жила в Штатах. Тогда ни скайпа, ни денег на телефонные звонки...- письма, да и те не часто. 
Осенью я получила от неё письмо, написанное на даче, на порыжевшем куске бумаги с неровными краями, с перечислением всей родни с датами рождений и смертей, с фамильным деревом. Она уже чувствовала, что что-то "не так"? Пыталась мне сказать, что теперь мне надо хранить семью, даже вдали от семьи?
Ушла она в три месяца.  Дети пытались её спасти до последней минуты... 
В какие-то моменты я ощущаю странное чувство: я не видела её похудевшей и умирающей. Для меня она так и осталась живой, весёлой, поднимающей тост за меня за семейным столом.
Вот приеду в гости - и она меня встретит.
Фотография сделана в квартире на ул. Спортивной в Балашихе в 1994г., последний семейный прощальный вечер перед отъездом.
 (Прости, Малыш.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий