воскресенье, 15 января 2017 г.

Разбирая старые фотографии... школа... выпускной

Разбирая старые фотографии... школа... выпускной  Мама всегда прекрасно одевалась. Она была картинно красива. Как Наталья Николаевна Пушкина. Тонкий нос, замечательно мягкие глаза, каштановые длинные волосы... Мамина портниха, Вера Георгиевна, жила в Салтыковке. У неё там была половина частного дома с небольшим участком. Я была в этом доме, когда мне шили выпускное платье (ох, как я его, то платье, тайно ненавидела!). Шила Вера Георгиевна "из кусков". То есть покупала остатки ткани, кроила, комбинировала... Брала "недорого", не дороже, чем стоимость платья в магазине. Бабушка всё время возмущалась: "Швы запошивать надо! Ведь рассыпятся!" Действительно, края кое-где могли быть необработанны, нитки просто обрезаны, но шила быстро и красиво. А на маму и испортить было нельзя: так хороша.
Мне у Веры Георгиевны не шили. Одежда тогда передавалась "по наследству": я донашивала платья тёти Тани и тёти Светы. Правда, раз в год бабушка покупала мне летнее платье. Только то злополучное выпускное платье было сшито Верой Георгиевой. Мамина сестра Таня привезла из Германии подарок - кружевной отрез с люрексом. (Как назло, терпеть не могу люрекса, бусинок, вышивок... - ничего звонко-блестящего.) Вера Георгиевна сделала, что могла: сшила платье в пол, на подкладке, с полукруглым вырезом. По материалу и фасону - свадебное, не выпускное. Когда Таня на примерке спросила меня утверждающим тоном: "Нравится?" - "Да, конечно, нравится, спасибо. " - "Вот, и хорошо". 
А можно было сказать "нет"? 
Фото из окна квартиры на Парковой, где мы тогда жили.Три подружки: Люба Московая, Марина Перепечина и Ирина Курская.

На выпускной собирали меня мама с тётей Светой, которая сделала мне причёску, дала свой кулон с аметистом на вечер (у меня своих украшений тогда не было). За мной зашли подружки: Люба Московая и Марина Перепечина, - и мы пошли в школу. 
 Сидят слева направо Ларионова Вера, Артюхова Елена, Щукина Елена, Московая Любовь, Перепечина Марина, Курская Ирина.

И вот мои одноклассницы, щеголяющие в просто нарядных платьях, и "свадебная " я. К счастью, огорчаюсь я больше сейчас, в юности я придерживалась папиных взглядов: человек должен быть умным. (Тогда я считала себя умной.) Что из-за пустяков огорчаться!
На выпускных фотографиях нет мамы. Наверно, она помогала накрывать столы. Папа фотографировал, так что нет и его. Среди гостей только мои бабушка с дедушкой: она сидит в тёмном сарафане и пёстрой кофточке со светлой косынкой на голове, дедушка - за её спиной.
Директор школы Храмов Н.И. вручает золотую медаль Курской И.Л. Сидят слева направо учителя начальной школы Перепечина(?), учившая 1-4 "В" и Леонтьева Софья Васильевна, учившая 1-4 "А" (между ними во втором ряду виден Жуков Андрей Львович, учитель биологии), кто-то из ГОРОНО, завуч школы Антонюк 
Евгения Гавриловна.


Жуков Андрей Львович, Леонтьева Софья Васильевна, кто-то из ГОРОНО, завуч школы  Евгения Гавриловна Антонюк, Сумеркова Ирина Владимировна - учитель математики, классный руководитель 10"А". Директор школы Храмов Николай Иванович вручает диплом Гулёву Сергею, на втором плане между ними завуч школы Мария Васильевна Бильдина.


Диплом вручается Артюховой Елене.



  Сидят слева направо Зайцева Ольга, Степченков Николай, Коган Леонид,  
  Соловьёв Александр - рассматривает диплом , Чибисенков Игорь, (?).






Справа налево: Тарабрин Анатолий, Смирнов Александр, Афанасьев Юрий, Полянский Виктор - рассматривает диплом , Соловьёв Вячеслав...



Ирина Владимировна опросила нас выступить со словами благодарности школе и учителям.     На трибуне Курская Ирина.

       На трибуне Ларионова Вера.

После вручения золотых медалей (а в том выпуске было три золотых медалиста), вручения дипломов и книг на память у нас был традиционный ужин: в спортивном зале были расставлены столы (помню только, что было шампанское). Кажется, что потом родители убрали стулья из актового зала и мы там танцевали. Под утро пошли провожать нашего классного руководителя (нашу классную, выражаясь школьным языком) Сумеркову Ирину Владимировну, которая жила на улице Спортивной на второй Балашихе (это, мне кажется, километра два в один конец). Вернулись в школу часам к четырём, ещё о чём-то разговаривали, просто не хотелось расходиться. Я уснула, сидя на стуле в актовом зале. Кто-то пытался меня разбудить, я сквозь сон слышала голос Марины Перепечиной, верной подруги: "Отстаньте, не видите: человек устал! Дайте поспать!" И всё.

П.С. Ребята, вспоминайте!

3 комментария:

  1. Ирин, привет!
    Только что Ирина Владимировна отметила свой юбилей. Она по-настоящему счастливый человек. Столько внуков и правнуков! И такая дружная любящая семья. И главное - любящий и любимый муж. Светлая ему память...
    Немножко дёгтя в бочку с мёдом. Увы, со школьными годами связаны не только радужные воспоминания. Грустно, что УШЛИ из школы Андрея Львовича, педагога от Бога. И не нашлось людей, которые могли его защитить и отстоять. Честный и деликатный интеллигент не способен бороться за себя сам, увы.
    Грустно, что Лена Ш. не захотела уделить учительнице в день её юбилея пяти секунд, чтобы позвонить из фитнесс-центра, где она была сильно занята СОБОЙ. Даже после моего напоминания.
    Не судите и не судимы будете! Но мне стало очень неприятно в ту минуту. И наверное теперь долго не захочется общаться.
    Грустно, что многим пришлось уехать в дальние страны и мы не можем видеться, встречаться, просто сходить вместе в театр или кафе.
    Грустно мне всю жизнь, что я будучи с отличными результатами в школе в течение многих лет осталась без аттестата с отличием. Зато с грамотами, которые я выкинула. На кой они?!!! Знаешь, обида теплится все эти годы в глубокой глубине души.
    Ну что ж.
    Жизнь считай прожита. И в общем то неплохо.
    Ольга З. перед отъездом в свой Геленджик, почему-то именно в день юбилея столь любимой учительницы, до того в буквальном смысле выносившая мне мозг с требованием ВСТРЕТИТЬСЯ и поздравить, не захотела меня понять в моем нежелании встречаться с одноклассниками, ставшими уже за эти годы совершенно чужими для меня постаревшими и располневшими людьми.
    Чем дольше жизнь, тем меньше друзей... Они почему-то не копятся.
    Пусть у нас останутся перед глазами веселые счастливые воспоминания нас молодых и стройных, когда вся жизнь и вся любовь была еще впереди. А не позади.
    Извини, что так грустно.
    Дождь в Москве. Пасмурно, хмуро и холодно

    ОтветитьУдалить
  2. Ирин, привет!
    Сейчас напрягаю свои мозги и пытаюсь вытащить из погребов памяти школьные воспоминания.
    Вспомнился кружок папье-маше в группе продленного дня. Мы тогда обклеивали полосками газет гипсовые формочки и делали кукол, которые надевались на руку. Потом ставили спектакли. Было жутко интересно!
    Прекрасно помню факультативы по биологии с Андреем Львовичем. К нам приезжали студенты МГУ, его бывшие ученики, проводили психологические тесты, рассказывали о различных психотипах людей. Тогда мы сами определили свою группу крови и я узнала, что у меня первая. Самая древняя на Земле! И поездки в Пущино в Институт Белка, Институт Клетки, электронный микроскоп, лаборатории Памяти и Сна. Это было бесконечно интересно! Дорогой любимый учитель! Всегда подтянутый, элегантный, с абсолютно прямой спиной.
    Я повстречала Андрея Львовича в то лето. Бежала к папе в один из его последних дней. Мы прекрасно поболтали, хотя он и не сразу меня узнал.
    Я сдружилась с нашей учительницей по рисованию. Увы сейчас плохо помню отчество, звали её Мария вроде Александровна? Она проживала в одном со мною доме на проспекте Ленина. Помнишь, она была инициатором создания художественной галереи в доме, где раньше был спортивно-канцелярский магазин культтоваров. Я бывала у неё дома и разглядывала репродукции прекрасных картин. Они были огромного формата. Бесконечно умный, тонкий, добрый и удивительно красивый человек!
    Еще вспоминаю наш школьный хор. Как мы разъезжали с концертами.
    Помню как мы на литературе писали рецензии на современные тогда произведения. И впервые прочитали Бориса Васильева "А зори здесь тихие" и "В списках не значился". Произведения, которые теперь стали классикой русской литературы, экранизированы и поставлены на сценах театров.
    Еще помню занятия по рукоделию и домоводству. Именно там мы научились печь наше первое печенье и шить фартучки. Тогда же я сшила себе школьное платье и брюки, в которых с гордостью рассекала в парке на велике в компании с Шапошниковой.
    Сборы макулатуры, металлолома и всякое такое совершенно не помню...

    ОтветитьУдалить