вторник, 18 апреля 2017 г.

Лос Анжелес. Зоопарк.


Лос Анжелес. Зоопарк.


Неужели всё, что было в прошлом, кажется лучше? Неужели просто юношеское восприятие жизни, когда она беспечна и бесконечна, придаёт местам, где мы бывали, тот особый шарм, и там мы испытываем ту особую, юношескую, радость существования? И нас тянет туда, где мы были счастливы... 


 И мы возвращаемся, не понимая, что нас "тянет" не место, а время. То ушедшее навсегда время, когда мы были молоды...
Тут с сыном решили побывать в местах, куда ходили вместе, когда он был маленьким.
                   Тогда...

Для меня то время уже было не юность - "средний" возраст, для него - детство. Денег тогда было в обрез (вернее сказать, не было вообще). Но время от времени можно было выкроить небольшую сумму из бюджета и съездить куда-нибудь. Тогда мы очень любили зоопарк.
   Тогда с сыном и дочерью...

Очень большой, с запутанной планировкой, с извилистыми дорожками он был, по мнению одной из газет того времени, одним из худших зоопарков в штатах. Я очень удивлялась: если наш чистый, с ухоженными животными зоопарк худший, каковы же лучшие? Когда построили застеклённое помещение для обезьян (рука не поднимается назвать его клеткой), мы с сыном просто были в восторге. 
Ездили мы туда примерно раз в полгода: то всей семьёй, то вдвоём...

Тому, что сейчас расскажу, вы, конечно, не поверите. У меня нет свидетелей. Тогда уже была видеокамера, но с собой в зоопарк я её не взяла. Если бы сняла - была бы миллионером, выиграла бы в каком-нибудь шоу типа "Сам себе режиссёр", была такая передача!
И я бы не поверила подобному рассказу, не случись всё это перед моими глазами...
Итак, зоопарк, Лос-Анджелес, 90-е годы прошлого века. Стоим с сыном на мостике перед вольером с орангутангами. (Давнее, с детства привычное слово. Менять его на "орангутанами" - более правильное с точки зрения биологов - мне поздно). Перед нами хорошо оборудованная площадка, с деревянными настилами, канатными лесенками, обилием зелени - рай для орангутангов. Площадка отделена от нас довольно широким бетонным рвом. Где-то в глубине зелени гуляют два орангутанга поменьше (скорее орангутанихи), а прямо перед нами сидит крупный красновато-коричневого цвета огромный самец. Вы представляете эти безразмерные уши, длинную мягко струящуюся шерсть, маленькие глаза и философскую неподвижность. И непонятно, кто кого рассматривает. А на мостике недалеко от нас стояли пацаны (не ребята, не подростки, а именно пацаны!) этак лет 13-14. Они достаточно громко переговаривались, смеясь "тыкали пальцем" в направлении орангутанга... Зрелище неприятное, но встревать в такую ситуацию, когда ты одна с маленьким ребёнком и никого нет вокруг, не станешь. Не было бы сына рядом - моя учительская вредность заставила бы меня что-нибудь сделать, но тогда... тогда я просто ждала, чтобы пацаны ушли, и мы бы продолжили свой маршрут через мостик. А тех понесло! Они смеялись над орангутангом: и уши большие, и сидит - сделать ничего не может... И вот один из их бросил в направлении орангутанга маленькую пластиковую бутылку с водой. К моему удивлению, бутылка перелетела через ров и упала недалеко от сидящего человекообразного. И тот её поднял... посмотрел очень спокойно на бросившего... перевернул бутылку ... вытянул свою длиннющую руку и как-то не вылил, а вытряс воду на цемент рва между нами... потом медленно подставил бутылку... (да, да именно туда, вы правильно поняли!)... пописал (извините, но он просто по-человечески, с полным пониманием того, что делает, с откровенным презрением и абсолютным спокойствием по-пи-сал в ту бутылочку!) ... и ладно бы на этом дело закончилось! Но тот орангутанг одним движением руки швырнул её назад тем ребятам! Не вру. Клянусь своими детьми, что не вру! Бутылка приземлилась с брызгами совсем недалеко от пацанов. Те со смехом убежали (их уровень сознания понятен), а я некоторое время стояла молча, в шоке от увиденного. А орангутанг продолжал сидеть как ни в чём не бывало. Спокойно. Неподвижно. Точно так же философски рассматривая меня с сыном. О чём он думал? Что ДУМАЛ - я не сомневаюсь, но ЧТО думал...
Я с детства с большим уважением отношусь ко всему живому: оно ЖИВОЕ, изменяющееся, растущее, думающее, общающееся друг с другом, просто думающее и общающееся не так, как мы... Что всё это живое думает о нас? 
Ладно, отвлеклась.
Так приехали с сыном в зоопарк - и его не узнали. Нет, он всё там же, с теми же извилистыми тропинками...





Но что-то ушло из зоопарка детства моего сына. Во-первых, ушли животные. Слишком многие вольеры пустовали, слишком многие клетки просто заросли травой, даже табличек "закрыто на реконструкцию" не было. Во-вторых, появились новые строения, как китайский домик.
Красиво, но за огромной стеклянной стеной в огромном вольере живёт одна(!) обезьянка.
Вместо раньше резвившихся групп, теперь в вольерах по одному представителю. Добавили массивные постройки в вольерах слонов, красивые, ничего не скажешь.

Но "слона я так и не приметил". Не видно слонов!! где-то там гуляющих среди построек. Зато декоративные - вот они! 

Как-то всё это мне напомнило "освоение" выделенных для зоопарка денег. 

Зато перестраивается детская площадка. На каждом повороте очередь в кафе, как будто родители с детьми приезжают в зоопарк в очередной раз поесть. (Кстати, поразило большое количество полных и очень полных людей.) На пути в зоопарк какое-то шумное (и не очень умное) театрализованное шоу. И магазинчики, продающие всяческие игрушки. Коммерциализация полная.
В "Австралии" - большом корпусе, где в синеватом свете, имитировавшем ночь среди бела дня, раньше можно было увидеть коал, ехидну, утконоса и кого-то ещё, теперь на одном из сухих эвкалиптов сидела опять -таки одинокая коала! Зато зоопарк предлагал "ночное посещение зоопарка", украшенного огнями на Рождество. Раньше эти олени, цветы, рождественские скульптуры, сделанные из ламповых гирлянд, выставлялись по дороге к зоопарку, и машины вереницей проезжали - бесплатное удовольствие для маленьких (и не очень маленьких) перед новым годом. 
Мы очень любили птичье шоу. Тогда получасовое представление было построено на идее чистоты планеты и города. Ведущие говорили о необходимости сохранять места обитания птиц, рассказывали о разных видах: местных, распространённых, как "roadrunner" - калифорнийская кукушка-подорожник, или вымирающих, как калифорнийский кондор, чья популяция поддерживается с помощью программы выведения в неволе.
                  Тогда...

До сих пор помню ворону, отыскивающую пластиковые бутылки, спрятанные детьми-волонтёрами из аудитории в кустах сцены. И всё это бегало, летало, охотилось прямо здесь же, перед нашими глазами. Шоу заканчивалось полётом разноцветных попугаев Макао, которые делали несколько кругов над головами зрителей - совершенно потрясающее зрелище. После чего с одним из этих попугаев все по очереди фотографировались.
   Тогда...



    Теперь...
Теперь к этому фотографированию добавился долларовый сбор. 
(Дети дают попугаю доллар - и тот опускает его в стеклянный куб. 
Не обеднею я от этого, но неприятно. 
Не приятно.) 
И нет той объединяющей идеи... 
Не понравился мне зоопарк. Время с "сыночкой" - замечательно, зоопарк... подкачал. А, может, просто "я тогда моложе, я лучше, кажется, была" ...

Тогда и фламинго было больше, и краснее они были...

         Сейчас...



Эх, неужели всё, что было в прошлом, кажется лучше? Неужели просто юношеское восприятие жизни, когда она беспечна и бесконечна, придаёт местам, где мы бывали, тот особый шарм, и там мы испытываем ту особую, юношескую, радость существования? И нас тянет туда, где мы были счастливы... 
И мы возвращаемся, не понимая, что нас "тянет" не место, а время. 
То ушедшее навсегда время, когда мы были молоды...



Комментариев нет:

Отправить комментарий