вторник, 19 июня 2018 г.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Dallas Heritage Village - Далласская Деревня Культурного Наследия.


Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Dallas Heritage Village - Далласская Деревня Культурного Наследия.

Рассказ первый.


   

Какие стили архитектуры вы знаете? В детстве я знала один: "хрущёбы", извините за просторечие и снижение языкового уровня общения. Но это - правда. Ведь выросла, к счастью, не в бараке, где прошло моё раннее детство, а в блочной пятиэтажке, где счастливо жили мои родители и где я с ними была абсолютно, по-детски, счастлива. Около дома жильцы посадили рябины, у подъезда - крупный (я потом такого крупно цветущего никогда не встречала) сортовой жасмин...

     Кто из жильцов тогда думал об архитектуре? Кто из строителей думал о ней? Бюджет определяет жильё. Жильё определяет сознание, перефразируя классика. А вы со мной не согласны? Вот и было моё детское сознание определено одинаковыми бетонными (соседний с нашим дом - красного кирпича - позавидовать!) строениями. Ещё один классик, уже моего времени, эту архитектуру в кино отразил и воспел людей, в тех домах живших и живущих. За что мы все его (и классика, и кино) любим и кино каждый Новый Год смотрим.

     Тогда, в юности, ещё знала про "сталинский ампир". Но Выставка Достижений Народного Хозяйства не привлекала (а зря, была там в не запомнившемся раннем детстве, теперь думаю, надо было съездить во взрослом возрасте), Ипподром - по воспитанию родителей - считала бесполезным времяпрепровождением, ездить - смотреть на сталинские высотки не позволяло отсутствие, во-первых, времени: то учёба, то семья и работа, во-вторых, средств. Стиль не восхищал (тогда казался помпезно-смешным, а сейчас - стиль, отражение времени, а временами даже "ничего себе"...), и я не очень интересовалась архитектурой...

     В сталинских ампирах пожить не удалось, а получение мамой однокомнатной квартиры в "хрущёбе" было счастьем её жизни и самым счастливым временем моей. Так что я эти хрущёбы совсем не ругаю, наоборот... В интернете, кстати, пишется "хрущобы", по аналогии с трущобами, или "хрущёвки" - неологизм от Хрущёва. Пишу, как писала и слышала в детстве: объединённый вариант. В интернете и стиль этих домов определён: функционализм! Ну вот, чего только не узнаешь! Оказывается жила в стильных функциональных домах! (Иронизирую, иронизирую, да и больше над собой...) 
Но на этом тогда моё изучение архитектурных стилей и окончилось.

     Короче, когда попала в этот маленький музей в Далласе, кроме удовольствия от прогулки с сыном, была приятно обрадована возможности увидеть реальные дома, в которых когда-то жили реальные люди, познакомиться с историей города и его архитектурой, но не по статьям и рассказам, а вживую.

     

Dallas Heritage Village - Далласская Деревня Культурного Наследия и земля, на которой эта деревня расположена, имеют долгую и богатую связь с историей Далласа. В 1876 году этот участок земли стал первым городским парком, вокруг которого выросли "The Cedars" -"Кедры", элегантный район богатых и влиятельных в 1880-1890. Карты рубежа веков показывают большой павильон, фонтан, пруд и оранжереи на территории парка. Тут был и первый зоопарк Далласа.
При расширении города после второй мировой войны, одна из магистралей отсекла район от центра города, что постепенно привело Кедры в полный упадок.  Будущее Городского парка выглядело тусклым и унылым, пока не появилась группа женщин с, на мой взгляд, гениальной идеей и (интересно откуда?) средствами на её выполнение. Они были одержимы спасти старый дом плантаторов Миллермор (Millermore), подлежащий сносу. Дом разобрали, демонтированные части его хранились на складе.  Леди-энтузиастки (они громко называли себя "Dallas County Heritage Society"- "Общество наследия округа Даллас") встретились с Рэем Хаббардом, президентом правления парка, и предложили парку новую роль в культуре Далласа: ваш парк - наш дом. И потом другие дома. Он согласился с их идеей восстановить Миллермор в Городском парке, где тот стал первым, за которым последовали ещё двадцать домов, разобранных в разных районах Далласа и транспортированных сюда, здесь вновь собранных, чтобы стать деревней. Когда Миллермор открылся здесь в 1969, музей назвали "Старым " городским парком.  Живая история Далласа стала очень популярной. Сюда организуют экскурсии из школ, да и туристы приходят. Мы, правда, видели гуляющих человек пять максимум. Но это Рождество, Новый Год, хотя его здесь не празднуют, каникулы, - большинство с семьями дома.
Когда спросили очень дружелюбных леди, продающих входные билеты, те сказали, что за день было человек двести, приврали, конечно, - ой, извините, - прибавили, конечно. А с экскурсиями бывает до пятисот, чему верю: школы, думаю, этот музей любят.    


Должна, правда, заметить, что наличие замечательного музея не улучшило район: вокруг парка какие-то непонятные строения, люди "сомнительного вида", если не сказать бомжи, на улицах грязновато...







Та скоростная дорога отсекла-таки эту территорию от "цивилизации" - вон центр Далласа вдалеке виднеется. Но сам музей на высоте.












Входишь на территорию музея - и попадаешь в другое время, назад, в мой любимый 19 век. Первое, что тебя встречает - станция железной дороги.


Реальная станция, опять -таки повторюсь, реальной железной дороги. Ещё раз: ВСЕ строения где-то когда-то служили людям, потом разобраны по брёвнышку, по кирпичику и привезены сюда. Здесь они собраны - и смотрите, "как люди жили". Не те единицы, в музейные дома которых мы ходим (как наши потомки в будущем будут ходить в музейные дома наших богатых современников), а простые люди, как мы с вами. Ну, или почти как мы с вами.

     В 1872 году железная дорога Техас-Пасифик прибыла в Даллас, сделав прямым сообщение между Канзасом, Сант-Луисом и Чикаго. За год население города выросло с трёх тысяч до семи. Железнодорожные станции росли как грибы, за ночь. Эта станция была построена в 1886 году. Архитектура всех станций была стандартной, цвет станций был единым для каждой линии. Щиты, половая доска набивались на каркас;  покрывалось это остроконечной крышей, правда, какой-то замысловатой формы. Интересно, зачем? Пришлось порыться в интернете и оказалось, что крыша 'вальмовая  (это по-русски, это название формы крыши: две трапеции и треугольники - вальмы - по торцам),  обладает "хорошей устойчивостью к сильным ветрам" и "очень практична в плане схода с неё осадков".


Внутри всё очень просто: лавочка для ожидающих, окошечко для продажи билетов(?), печки с двух сторон...



Железнодорожные пути были с обеих сторон здания, так что двери на обе стороны.




Рядом домик "станционного смотрителя". Шучу, конечно, дом бригадира, мастера. . Железная дорога ставила мастера во главе бригады в четыре-восемь человек, задачей которых было поддерживать от пяти до десяти миль железнодорожных путей. 

  Мастеру и его семье предоставлялся дом для проживания. Маленький, простенький, в пару комнат.







 Работа на железной дороге была тяжёлой и временами опасной, но хорошо оплачивалась по сравнению с другой неквалифицированной работой. В одном Техасе в конце 19 века протяжённость железных дорог составляла 8 700 миль, что 14 000 километров.





Ну, кастрюля, бак, лейки - это всё узнаваемо, а вот что это такое тяжёлое солидное ржавое металлическое на стойке? Кто знает?
     

      Прибыв в город, сначала надо устроиться, так что идём прямиком в гостиницу, благо это рядом со станцией.



Станции были расположены во всех маленьких городах примерно на расстоянии шести миль друг от друга. Благосостояние гостиниц зависело от работы железной дороги. Одной из статей дохода гостиницы была продажа обедов мигрирующим рабочим и коммивояжёрам. (Сколько надо приготовить обедов, передавалось на станцию из поезда по телеграфу, представляете?)







Эта гостиница была построена в 1904 году. В ней можно было переночевать за небольшую плату (но и с не очень большими удобствами.Там, по-моему, рядом с комодом "ночная ваза" стоит.)
Кстати, здесь были "комплексные обеды": всё, что хочешь съесть, за 25 центов. То, что сейчас было бы дорогой "органической" едой, да ещё и местного производства: жареная курица, зелёная фасоль, стейк, картошка, домашний хлеб... Приготавливался и холодный обед пассажирам в дорогу. 
(Посмотрела среднестатистические заработки на тот период: я не специалист, сразу предупреждаю, но , как я поняла, неквалифицированный рабочий получал около 75 центов в день, так что 25 центов были 25 центов! Не каждый мог себе позволить.)







И раскладушки не мы изобрели, а до такой раскладной кровати мы ещё не додумались.



Но станция и гостиница - это если ты приезжаешь в Даллас. А если живёшь здесь в 19 веке, то как? Вот первый "спасённый " дом, с которого и начался музей: Миллермор.
     
Усадьба Миллермор (Millermore Mansion) названа в честь семьи, которая жила в доме больше ста лет.  Уильям Браун Миллер, по информации музея, был одним из самых процветающих владельцев хлопковых плантаций и рабов на Довоенном Юге. В 1855 году этот человек решил построить себе Дом.

 
 А до этого он с 1847 года жил в хижине, её тоже разобрали по брёвнышку, каждое брёвнышко пронумеровали, перевезли и собрали здесь же рядом с усадьбой.



Бревенчатая хижина была построена из настоящих кедров и дубов и служила "временным" жилищем, пока не был построен "большой" дом (который строился семь лет: 1855 - 1862). После чего хижина была отдана под жильё рабам. 


Сведения о самом Уильяме Миллере в интернете разноречивы. На одном сайте информация, что он приехал в Техас из Кентукки, на другом - из Алабамы. Один сайт: приехал с четырьмя рабами, с кем сам и строил первый бревенчатый дом, другой сайт говорит о Уильяме Миллере, крупном рабовладельце, который сражался в рядах южан.



Скорее всего, правда - всё понемножку. Что достоверно, Уильям Браун Миллер был трижды женат, имел десятерых
детей и умер в возрасте 91 года в 1899 году. Он был тем, что называется self-made - "сделал себя сам", поднялся, разбогател. С другой стороны, и дом был построен, и состояние было нажито на использовании труда рабов, часть из которых продолжала жить и работать в имении и после освобождения. Потомки этих рабов, найденные одним историком, и сейчас организуют встречи в музее. Его младшая дочь, Минерва - в просторечии Милли, поднявшаяся ещё выше по социальной лестнице, вышедшая замуж за адвоката - губернатора, достроила семейный дом в 1904 году и дала ему имя Миллермор.  Когда дом был построен, все детали Греческого Возрождения сводились к тонким колоннам. Дочь достроила балкон и крыльцо - теперь это был уже не просто дом, а семейное гнездо.



 
(Тогда ещё "Унесённые ветром" не были написаны, знаменитое кино не было снято, но вся эта история кажется списанной оттуда.). А Милли умерла в 1960 году, в возрасте 96 лет, мне в 1960 уже было три года, если задуматься нас от всех событий времён Гражданской войны в Америке отделяет не так много времени. А ещё возникла мысль, что постройка наших помещичьих усадеб, в России, в моём сознании не ассоциируется с использованием труда рабов (а ведь крепостные - рабы, но в моём сознании как-то "меньше" рабы что ли). А я - потомок крепостных из Курской губернии, и мои предки построили чьё-то имение, только я не ощущаю этого, не ощущаю себя "потомком рабов"... Узнать бы, где и как предки жили, и встретиться с такими же, как я, праправнуками крепостных было бы неплохо...

Путеводители говорит, что добротная старинная обстановка периода гражданской войны, собранная по частям, украшает дом.








Камины, старинные лампы, столы и стулья продуманно расположены по всему особняку так, что, проходя по комнатам, возвращаешься в прошлое.


Проходя по комнатам, особого богатства и роскоши не ощутила. 



 
Мы так уже привыкли к комфорту и доступности многих вещей. А между прочим, этот дом имел первые цельные стеклянные окна в Техасе. Брёвна для него ещё обтёсывались вручную и приволакивались упряжками волов, а вот доски, распиленные на лесопилке, приезжали по железной дороге из восточного Техаса. (На фотографии справа за стеклом кусок стены, тех самых вручную обтёсанных брёвен, с которых снята обшивка.)
Члены семьи имели свои комнаты - роскошь, недоступная большинству в 19 веке (хотя это - роскошь для многих и в нашем веке.)

Да, деталь: воду с крыши собирали для стирки и мытья волос. Прямо, как мы на даче! Дом был ориентирован так, чтобы превалирующие ветра всегда продували его, Техас - жутко жарко и жутко влажно летом, кондиционеры не существовали. (Хорошо жить в другом веке!)
     На сегодняшний день усадьба Миллермор - крупнейшее сохранившееся историческое довоенное (имеется в виду Гражданская война 1861-1865) имение в Далласе.
     Имение в интернете "пропагандируют", стараясь привлечь внимание разных групп посетителей. Пишут, что " посетители, волонтеры и штат дома неоднократно видели и сообщали" о призраке женщины, появляющийся рядом со спальней. Особняк был даже показан в научно-фантастической программе телевидения, названной "Ghosthunters " - "Охотники за привидениями", где сверхъестественные следователи используют различные механизмы, чтобы обнаружить невидимую деятельность возможных призраков. Нам с сыном, правда, не повезло: в доме не было никого, кроме подрабатывавшей в музее девочки-студентки. Правда, слышала однажды, что призраки "проявляются" только тем, кто в них верит. Я же построена по принципу "увижу - поверю", так что они меня игнорируют...


                                                                 
                                                           Продолжение следует.
Рассказ второй здесь:

Комментариев нет:

Отправить комментарий