Рассказ первый.
Замечательно получать подарки! Подарок дочери в этом году - поездка в небольшой
город (город - слишком громкое название, скорее - городок) Астория в Орегоне.
Хотя у этого небольшого, по последней переписи немногим меньше десяти тысяч
населения (9 477 человек в 2010 году,
если быть точным), города было бурное прошлое.От Портленда на машине около двух часов, огромное удовольствие для собаки, которая, каждый раз чувствуя снижение скорости, встаёт и с удовольствием смотрит из окна.
Астория - портовый город, расположенный около устья реки Колумбии, где река встречает Тихий океан.
Город назвали в честь Джона Джейкоба Астора, инвестора из Нью-Йорка, Американская Пушная Компания которого основала Форт Астория на этом месте в 1811, 207 лет назад. И нет, Джон Джейкоб Астор никогда не был в здешних местах.
Читаешь историю создания города в интернете - роман можно написать. До этого места дошли Льюис и Кларк, об экспедиции которых знает любой американский школьник. Сюда приплыл корабль "Тонквин" ("Tonquin") в мае 1811года для организации пункта обмена товаров и меха - форта Астория.
У
корабля была короткая жизнь исторического или приключенческого романа.
Прочтите, пока вы смотрите виды современного порта: это Дефо, Вальтер Скотт и
Фенимор Купер вместе взятые.
"Тонквин"
был 290-тонным американским торговым судном, первым капитаном которого был
Эдмунд Фэннинг, приплылывший в Империю Цина за ценными китайскими товарами в
1807. (Вот они, китайские товары! Во все века одно и то же! Шучу? - конечно.)
Затем корабль был продан немецко-американскому предпринимателю Джону Джейкобу Астору, имевшему весьма запутанные планы организации торговых застав на тихоокеанском северо-западном побережье с целью торговли ценными мехами животных, которые должны были быть отправлены в Китай, где потребительский спрос на них был очень высок.
Затем корабль был продан немецко-американскому предпринимателю Джону Джейкобу Астору, имевшему весьма запутанные планы организации торговых застав на тихоокеанском северо-западном побережье с целью торговли ценными мехами животных, которые должны были быть отправлены в Китай, где потребительский спрос на них был очень высок.
8
сентября 1810 "Тонквин" отбыл из нью-йоркской гавани и направился в
устье реки Колумбия на тихоокеанском северо-западе. Команда состояла из 34
человек, включая капитана, и пассажиров. На борту были четыре партнера пушной компании: Дункан Макдугалл, Дэвид и Роберт Стюарт и Александр Маккей.
Дополнительно было 12 клерков и 13 канадских коммивояжеров плюс четыре рабочих:
Август Руссель, кузнец; Йохан Коастер, плотник; Джоб Эйткем, кораблестроитель;
и Джордж Белл, бондарь (тот, кто делает бочки).
(И тогда работу искали... Даже на другом континенте. И имена всех сохранились, представляете! Вот бы моё так через годы...)
Как говорит интернет, действия капитана привели к увеличивающимся напряженным отношениям между ним и сотрудниками Тихоокеанской Пушной компании, "их шутки и пение их диковинных песен " раздражали Торна. Атмосфера была накалена, и сотрудники между собой стали общаться на родном шотландском гэльском языке.
4
декабря судно пристало к берегу на Фолклендских островах, чтобы сделать
ремонтные работы и взять пресную воду.
А 11 декабря капитан Торн приказал поднять якорь без восьми мужчин, включая партнеров пушной компании Дэвида Стюарта, Габриэля Фрэнчера и Александра Росса. У тех восьми в наличие была только гребная шлюпка, и эти восемь гребли более шести часов, прежде чем они догнали (sic!) "Тонквин". Бывший на корабле Роберт Стюарт, чей брат был в шлюпке, угрожал капитану Торну: "Остановите судно, или вы - мертвец в эту секунду!" Капитан подчинился, и оставленных подняли на борт.
А 11 декабря капитан Торн приказал поднять якорь без восьми мужчин, включая партнеров пушной компании Дэвида Стюарта, Габриэля Фрэнчера и Александра Росса. У тех восьми в наличие была только гребная шлюпка, и эти восемь гребли более шести часов, прежде чем они догнали (sic!) "Тонквин". Бывший на корабле Роберт Стюарт, чей брат был в шлюпке, угрожал капитану Торну: "Остановите судно, или вы - мертвец в эту секунду!" Капитан подчинился, и оставленных подняли на борт.
Несмотря
на всё 25 декабря "Тонквин" безопасно проплыл вокруг Мыса Горн и
поплыл на север, в Тихий океан.
А вот ещё история, не хуже первой. 1 февраля они приплыли на Гавайи. И тут несколько членов команды просто сбежали с корабля (А вы бы не попробовали? На Гавайских островах? - Ну, не рассказывайте мне сказок!) Правительство Гавайских островов, правда, беглецов выдало. Одного члена команды пороли, другого заковали в цепи, а остальных капитан затерроризировал. Набрали дополнительно команду из местных, и приплыли в устье реки Колумбия 22 марта 1811 года.
Чтобы найти канал-проход в наносных песках, капитан послал пятерых матросов, но сильные волны прибоя опрокинули
лодку, и её команда была потеряна. На второй день другая попытка: маленькая лодка, ещё пять человек, из которых погибли трое. Восемь мужчин утонули, пытаясь найти безопасный маршрут! Наконец, 24 марта, "Тонквин" перешел устье Колумбии и бросил якорь в заливе Бейкер (Пекаря, в переводе. Интересно, почему так назвали залив?) Команда прошла ещё пятнадцать миль вверх по реке, где они провели два месяца, трудясь, чтобы построить Форт Астория. Некоторые товары и материалы из грузовых отсеков корабля были переданы новому торговому посту.
А 5 июня 1811 года, оставив залив "Пекаря", корабль поплыл дальше, как говорили, навстречу своей судьбе.
Команда
в 24 человека приплыла на север на остров Ванкувер, чтобы торговать с
различными народами, живущими на островном западном побережье. Кроме матросов и капитана,
на борту Александр Маккей как суперкарго - человек, отвечающий за продажу
товаров, и Джеймс Льюис как клерк пушной компании. Ещё был некто Джосекол (Joseachal) - переводчик, чья
сестра была замужем за кем-то из местных (запомните это).
Торговля - вещь изящная, требует навыка и терпения, а вели переговоры капитан Торн, с одной стороны, мы его себе уже немного представляем, и старший племени по имени Нукамис. Нукамис хотел пять одеял за шкурку- Торн не соглашался. Терпение, скорее всего, не было одним из достоинств капитана и, выйдя из себя, он ударил шкуркой по лицу Нукамиса.(Это кто-то - какой-то бледнолицый, ПРИШЕЛЕЦ, ВАМ даёт пощёчину ВАШЕЙ же меховой ШКУРОЙ?! А вы бы стерпели? И на корабле пришельцев этих всего ничего...)
Судно
готовилось отплыть, как от местных поступило предложение: хорошо, меняем шкурку
на три одеяла, но не просто на три одеяла, а три одеяла и нож. (?!) Капитан
согласился. (?!) Оживлённая торговля продолжалась, пока все индейцы на борту не
получили по ножу каждый. (?!) Воины во главе с Викэниннишем напали на команду, убив
всех, кроме четырёх мужчин: три члена команды убежали в гребной шлюпке во время
беспорядка, а одного, тяжелораненого Джеймса Льюиса, индейцы оставили на борту
судна. На следующий день, 16 июня, Льюис предположительно взорвал пороховой
погреб судна, когда индейцы возвратились, чтобы забрать товары; взрыв,
возможно, убил больше чем 100 местных жителей. Члены команды, которые убежали
во время начальной резни, были предположительно захвачены и подверглись пыткам
до смерти. Единственным известным оставшимся в живых из команды был Джосекол.
(Выдавайте своих сестёр за местных! Всегда поможет остаться в живых!) Он
возвратился в Форт Астория и рассказал о произошедшем Дункану Макдугаллу, из
записок которого мы знаем всю эту историю.
Кроваво. А, может,
всё было по-другому...
В
любом случае, торгуя и торгуясь, думайте о своей шкуре, а не о количестве
шкурок в обмене на одеяла.
И уважайте противников, иначе однажды это может стоить вам жизни.
И уважайте противников, иначе однажды это может стоить вам жизни.
А ходишь по городку - всё так спокойно, так мирно, так тихо...
Чем-то российский уголок... деревья напоминают берёзы... ромашки...
И домики такие симпатичные.
Они хорошо сохранились. Многим по сто и более лет. Построены в разных стилях.
Этот, по-моему, и я не специалист, в стиле Королевы Анны.
Как и этот.
А этот я назвала "пряничный домик". Красив, как рождественская праздничная поздравительная открытка.
Ой! Какой... розовый!
Этот - никакой. Его бы покрасить, сделать наличники на окна, подштукатурить стенку... Между прочим, всё это не так дорого. И можно сделать самим. Да если просто убрать мусорки - уже станет приятнее! Зато какая у них фуксия! Оцените размер куста! Цветы удивительной нежности.
Этот в стиле крафтсмен. Поновее.
А этот старенький, по всему видно.
Но сохранился хорошо: и витраж , по-моему, оригинальный, и отделка под карнизом не рассыпалась. А улица, на которой стоит, ведёт прямо к реке!
Этот - потрясающая эклектика: тут и колонны классические, и балкон (а на балконе окно-эркер и тройные двери, тоже с колоннами), и окна оригинальные, и венчает всё что-то типа чердачного окошка, огромно непропорционального размерам дома ... А чего стоит огромная красного кирпича труба дымохода от камина, торчащая сбоку!
Жалко, пришёл в упадок. (Хотя представляю, сколько денег надо, чтобы отреставрировать! Да легче новый построить!). Жалко, что закрыт, нельзя войти, посмотреть "как люди жили"...
Совершенно невзрачный дом, я даже снимать целиком не стала, давно здесь стоящий, построенный не самым лучшим архитектором (если он был вообще), вечно ждущий ремонта, который здесь явно делается своими руками... - и открытое, как на даче или в деревенском доме, окошко...
А здесь я попыталась поймать вид, из этого окошка открывающийся. Только представьте, что вы чуть-чуть левее - и вам не мешают кусты, и чуть-чуть выше, на втором этаже, - и обзор у вас почти круговой... Представили? И такое каждый день!
Тут и у окошка посидеть, или на крылечке... Правда, крылечек нет... но посидеть, почитать местную газету "Oregonian" ("Орегонец") - гордость горожан (интересно, что там пишут?) - есть где. (Фотография мне напоминает рекламные снимки журналов, что не люблю, но так получилось.)
Жизнь в другом ритме. Спокойно размеренном.
Господи, кто же себе такое отгрохал!
Как будто строили в три этапа и не рассчитали размеры: второй этаж нависает над первым (там сбоку видна странная декоративная подпорка), крылечко (вот моё "посидеть"!) тоже смотрится неуместно на боковой стороне дома и не очень уютно, и всё это венчает купол в романском стиле! "Богато".
Хотела сказать: "Ой, город закончился, какая деревенская дорога в горку..." Нет, нет, это центр, просто город расположен на холме, все дороги под уклоном. И всё временами напоминает большую деревню.
Гулять - одно удовольствие.
Все улицы ведут к реке. Сказать, что открывающиеся виды красочны - ничего не сказать. Это надо видеть своими глазами.
Много церквей. Честно говоря, не знаю, если они одной конфессиии.
Ой, думала, церковь или "клуб", а это масонский центр! (Так вот они откуда, эти масоны! Что-то по виду здания не скажешь о всемирном влиянии... Шучу, конечно, а то вдруг кто-то не понял...)
Городок
малюсенький: Марин Драйв, Эксченьдж стрит (улица "обмена" - главная
торговая), Гранд Авеню, Франклин Авеню пересекаются немногочисленными
"стрит". Хотя видно, что когда-то здесь жизнь кипела. Здесь было
огромное рыбное консервное производство, остались только сваи от доков и
фабрик: рыбу выловили.
Сейчас город живёт туризмом и производством пива.
Сейчас город живёт туризмом и производством пива.
Небольшое
кафе-пивная, где дочь хотела посидеть-перекусить, было переполнено.
Ждать полчаса не хотелось, да и с собаками внутрь не пускали. Но там же посоветовали: пару перекрёстков вниз по улице можно выпить пива, перекусить, купив что-то у уличных (с машин) торговцев.
Мы решили пойти - и не прогадали.
Казалось, что все местные, особенно с собаками, приходят в это место выпить пива-посидеть-отдохнуть-поговорить-расслабиться...
Я не любитель пива, но готова пробовать всё новое (это касается еды, одежды, мест, книг, идей... Всеядность... - есть что-то отрицательное в этом определении. Открытость - это лучше.) Холодное тёмное пиво оказалось вкусным, еда (половина которой досталась собаке) сытной, возможность положить уставшие ноги на скамейку - и никому до этого нет дела - расслабляющей...
Пожалуй этот проведённый в разговорах о прошлом час с дочерью был одним из самых приятных.
Спасибо, донечка. Целую тебя.Ждать полчаса не хотелось, да и с собаками внутрь не пускали. Но там же посоветовали: пару перекрёстков вниз по улице можно выпить пива, перекусить, купив что-то у уличных (с машин) торговцев.
Мы решили пойти - и не прогадали.
Казалось, что все местные, особенно с собаками, приходят в это место выпить пива-посидеть-отдохнуть-поговорить-расслабиться...
Я не любитель пива, но готова пробовать всё новое (это касается еды, одежды, мест, книг, идей... Всеядность... - есть что-то отрицательное в этом определении. Открытость - это лучше.) Холодное тёмное пиво оказалось вкусным, еда (половина которой досталась собаке) сытной, возможность положить уставшие ноги на скамейку - и никому до этого нет дела - расслабляющей...
Пожалуй этот проведённый в разговорах о прошлом час с дочерью был одним из самых приятных.
А продолжение рассказа следует...
Рассказ второй читайте:
https://leonak1.blogspot.com/2018/09/blog-post_20.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий