воскресенье, 30 сентября 2018 г.

Астория. Штат Орегон. Рассказ первый.




Астория. Штат Орегон.
              Рассказ первый.
Замечательно получать подарки! Подарок дочери в этом году - поездка в небольшой город (город - слишком громкое название, скорее - городок) Астория в Орегоне. Хотя у этого небольшого, по последней переписи немногим меньше десяти тысяч населения (9 477 человек в 2010 году, если быть точным), города было бурное прошлое.
Едем на один день на машине, проезжаем совсем маленькие жилые пункты.
 
Очень зелено, очень чисто, замечательная дорога.


От Портленда на машине около двух часов, огромное удовольствие для собаки, которая, каждый раз чувствуя снижение скорости, встаёт и с удовольствием смотрит из окна.


Астория - портовый город, расположенный около устья реки Колумбии, где река встречает Тихий океан.

Город назвали в честь Джона Джейкоба Астора, инвестора из Нью-Йорка, Американская Пушная Компания которого основала Форт Астория на этом месте в 1811, 207 лет назад. И нет, Джон Джейкоб Астор никогда не был в здешних местах.

Читаешь историю создания города в интернете - роман можно написать. До этого места дошли Льюис и Кларк, об экспедиции которых знает любой американский школьник. Сюда приплыл корабль "Тонквин" ("
Tonquin") в мае 1811года для организации пункта обмена товаров и меха - форта Астория.
У корабля была короткая жизнь исторического или приключенческого романа. Прочтите, пока вы смотрите виды современного порта: это Дефо, Вальтер Скотт и Фенимор Купер вместе взятые.
"Тонквин" был 290-тонным американским торговым судном, первым капитаном которого был Эдмунд Фэннинг, приплылывший в Империю Цина за ценными китайскими товарами в 1807. (Вот они, китайские товары! Во все века одно и то же! Шучу? - конечно.)
Затем корабль был продан немецко-американскому предпринимателю Джону Джейкобу Астору, имевшему весьма запутанные планы организации торговых застав на тихоокеанском северо-западном побережье с целью торговли ценными мехами животных, которые должны были быть отправлены в Китай, где потребительский спрос на них был очень высок.
8 сентября 1810 "Тонквин" отбыл из нью-йоркской гавани и направился в устье реки Колумбия на тихоокеанском северо-западе. Команда состояла из 34 человек, включая капитана, и пассажиров. На борту были четыре партнера пушной компании: Дункан Макдугалл, Дэвид и Роберт Стюарт и Александр Маккей. Дополнительно было 12 клерков и 13 канадских коммивояжеров плюс четыре рабочих: Август Руссель, кузнец; Йохан Коастер, плотник; Джоб Эйткем, кораблестроитель; и Джордж Белл, бондарь (тот, кто делает бочки).

 (И тогда работу искали... Даже на другом континенте. И имена всех сохранились, представляете! Вот бы моё так через годы...)

Отношения на корабле были те ещё, вот эпизод.

Как говорит интернет, действия капитана привели к увеличивающимся напряженным отношениям между ним и сотрудниками Тихоокеанской Пушной компании, "их шутки и пение их диковинных песен " раздражали Торна. Атмосфера была накалена, и сотрудники между собой стали общаться на родном шотландском гэльском языке.
4 декабря судно пристало к берегу на Фолклендских островах, чтобы сделать ремонтные работы и взять пресную воду. 
А 11 декабря капитан Торн приказал поднять якорь без восьми мужчин, включая партнеров пушной компании Дэвида Стюарта, Габриэля Фрэнчера и Александра Росса. У тех восьми в наличие была только гребная шлюпка, и эти восемь гребли более шести часов, прежде чем они догнали (sic!) "Тонквин". Бывший на корабле Роберт Стюарт, чей брат был в шлюпке, угрожал капитану Торну: "Остановите судно, или вы - мертвец в эту секунду!"  Капитан подчинился, и оставленных подняли на борт.
Несмотря на всё 25 декабря "Тонквин" безопасно проплыл вокруг Мыса Горн и поплыл на север, в Тихий океан.

А вот ещё история, не хуже первой. 1 февраля они приплыли на Гавайи. И тут несколько членов команды просто сбежали с корабля (А вы бы не попробовали? На Гавайских островах? - Ну, не рассказывайте мне сказок!) Правительство 
Гавайских островов, правда, беглецов выдало. Одного члена команды пороли, другого заковали в цепи, а остальных капитан затерроризировал. Набрали дополнительно команду из местных, и приплыли в устье реки Колумбия 22 марта 1811 года.

Чтобы найти канал-проход в наносных песках, капитан послал пятерых матросов, но сильные волны прибоя опрокинул
и  
лодку, и её команда была потеряна. На второй день другая попытка: маленькая лодка, ещё пять человек, из которых погибли трое. Восемь мужчин утонули, пытаясь найти безопасный маршрут! Наконец, 24 марта, "Тонквин" перешел устье Колумбии и бросил якорь в заливе Бейкер (Пекаря, в переводе. Интересно, почему так назвали залив?) Команда прошла ещё пятнадцать миль вверх по реке, где они провели два месяца, трудясь, чтобы построить Форт Астория. Некоторые товары и материалы из грузовых отсеков корабля были переданы новому торговому посту.

А 5 июня 1811 года, оставив залив "Пекаря", корабль поплыл дальше, как говорили, навстречу своей судьбе.
Команда в 24 человека приплыла на север на остров Ванкувер, чтобы торговать с различными народами, живущими на островном западном побережье. Кроме матросов и капитана, на борту Александр Маккей как суперкарго - человек, отвечающий за продажу товаров,  и Джеймс Льюис как клерк пушной компании. Ещё был некто Джосекол (Joseachal) - переводчик, чья сестра была замужем за кем-то из местных (запомните это).

Торговля - вещь изящная, требует навыка и терпения, а вели переговоры капитан Торн, с одной стороны, мы его себе уже немного представляем, и старший племени по имени Нукамис. Нукамис хотел пять одеял за шкурку- Торн не соглашался. Терпение, скорее всего, не было одним из достоинств капитана и, выйдя из себя, он ударил шкуркой по лицу Нукамиса.(Это кто-то - какой-то бледнолицый, ПРИШЕЛЕЦ, ВАМ даёт пощёчину ВАШЕЙ же меховой ШКУРОЙ?! А вы бы стерпели? И на корабле пришельцев этих всего ничего...)

Судно готовилось отплыть, как от местных поступило предложение: хорошо, меняем шкурку на три одеяла, но не просто на три одеяла, а три одеяла и нож. (?!) Капитан согласился. (?!) Оживлённая торговля продолжалась, пока все индейцы на борту не получили по ножу каждый. (?!) Воины во главе с Викэниннишем напали на команду, убив всех, кроме четырёх мужчин: три члена команды убежали в гребной шлюпке во время беспорядка, а одного, тяжелораненого Джеймса Льюиса, индейцы оставили на борту судна. На следующий день, 16 июня, Льюис предположительно взорвал пороховой погреб судна, когда индейцы возвратились, чтобы забрать товары; взрыв, возможно, убил больше чем 100 местных жителей. Члены команды, которые убежали во время начальной резни, были предположительно захвачены и подверглись пыткам до смерти. Единственным известным оставшимся в живых из команды был Джосекол. (Выдавайте своих сестёр за местных! Всегда поможет остаться в живых!) Он возвратился в Форт Астория и рассказал о произошедшем Дункану Макдугаллу, из записок которого мы знаем всю эту историю.

 Кроваво. А, может, всё было по-другому...
В любом случае, торгуя и торгуясь, думайте о своей шкуре, а не о количестве шкурок в обмене на одеяла. 
И уважайте противников, иначе однажды это может стоить вам жизни.


А ходишь по городку - всё так спокойно, так мирно, так тихо...




Чем-то российский уголок... деревья напоминают берёзы... ромашки...
















И домики такие симпатичные.

 


Они хорошо сохранились. Многим по сто и более лет. Построены в разных стилях. 

Этот, по-моему, и я не специалист, в стиле Королевы  Анны.









 








Как и этот.















А этот я назвала "пряничный домик". Красив, как рождественская праздничная поздравительная открытка.







Ой! Какой... розовый! 

Этот - никакой. Его бы покрасить, сделать наличники на окна, подштукатурить стенку... Между прочим, всё это не так дорого. И можно сделать самим. Да если просто убрать мусорки - уже станет приятнее! Зато какая у них фуксия! Оцените размер куста! Цветы удивительной нежности.
Этот в стиле  крафтсмен. Поновее.
А этот старенький, по всему видно.

        

Но сохранился хорошо: и витраж , по-моему, оригинальный, и отделка под карнизом не рассыпалась. А улица, на которой стоит, ведёт прямо к реке!  




Этот - потрясающая эклектика: тут и колонны классические, и балкон (а на балконе окно-эркер и тройные двери, тоже с колоннами), и окна оригинальные, и венчает всё что-то типа чердачного окошка, огромно непропорционального размерам дома ... А чего стоит огромная красного кирпича труба дымохода от камина, торчащая сбоку!


Жалко, пришёл в упадок. (Хотя представляю, сколько денег надо, чтобы отреставрировать! Да легче новый построить!). Жалко, что закрыт, нельзя войти, посмотреть "как люди жили"... 




Совершенно невзрачный дом, я даже снимать целиком не стала, давно здесь стоящий, построенный не самым лучшим архитектором (если он был вообще), вечно ждущий ремонта, который здесь явно делается своими руками... - и открытое, как на даче или в деревенском доме, окошко... 














А здесь я попыталась поймать вид, из этого окошка открывающийся. Только представьте, что вы чуть-чуть левее - и вам не мешают кусты, и чуть-чуть выше, на втором этаже, - и обзор у вас почти круговой... Представили? И такое каждый день!
   

Тут и у окошка посидеть, или на крылечке... Правда, крылечек нет... но посидеть, почитать местную газету "Oregonian" ("Орегонец") - гордость горожан (интересно, что там пишут?) - есть где. (Фотография мне напоминает рекламные снимки журналов, что не люблю, но так получилось.) 
Жизнь в другом ритме. Спокойно размеренном. 











Господи, кто же себе такое отгрохал!
Как будто строили в три этапа и не рассчитали размеры: второй этаж нависает над первым (там сбоку видна странная декоративная подпорка), крылечко (вот моё "посидеть"!) тоже смотрится неуместно на боковой стороне дома и не очень уютно, и всё это венчает купол в романском стиле! "Богато".

Хотела сказать: "Ой, город закончился, какая деревенская дорога в горку..." Нет, нет, это центр, просто город расположен на холме, все дороги под уклоном. И всё временами напоминает большую деревню.
Гулять  - одно удовольствие. 
Все улицы ведут к реке. Сказать, что открывающиеся виды красочны - ничего не сказать. Это надо видеть своими глазами.













Много церквей. Честно говоря, не знаю, если они одной конфессиии.
Ой, думала, церковь или "клуб", а это масонский центр! (Так вот они откуда, эти масоны! Что-то по виду здания не скажешь о всемирном влиянии... Шучу, конечно, а то вдруг кто-то не понял...) 
Городок малюсенький: Марин Драйв, Эксченьдж стрит (улица "обмена" - главная торговая), Гранд Авеню, Франклин Авеню пересекаются немногочисленными "стрит". Хотя видно, что когда-то здесь жизнь кипела. Здесь было огромное рыбное консервное производство, остались только сваи от доков и фабрик: рыбу выловили.
Сейчас город живёт туризмом и производством пива.


Небольшое кафе-пивная, где дочь хотела посидеть-перекусить, было переполнено.

Ждать полчаса не хотелось, да и с собаками внутрь не пускали. Но там же посоветовали: пару перекрёстков вниз по улице можно выпить пива, перекусить, купив что-то у уличных (с машин) торговцев.
Мы решили пойти - и не прогадали.
Казалось, что все местные, особенно с собаками, приходят в это место выпить пива-посидеть-отдохнуть-поговорить-расслабиться...
Я не любитель пива, но готова пробовать всё новое (это касается еды, одежды, мест, книг, идей... Всеядность... - есть что-то отрицательное в этом определении. Открытость - это лучше.) Холодное тёмное пиво оказалось вкусным, еда (половина которой досталась собаке) сытной, возможность положить уставшие ноги на скамейку - и никому до этого нет дела - расслабляющей...
Пожалуй этот проведённый в разговорах о прошлом час с дочерью был одним из самых приятных.
                                                    Спасибо, донечка. Целую тебя.
                                                    А продолжение рассказа следует...
                                                         Рассказ второй читайте:

                                   https://leonak1.blogspot.com/2018/09/blog-post_20.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий