суббота, 13 октября 2018 г.

Музей Нортона Саймона в Пассадене. Рассказ первый.

 


Музей Нортона Саймона в Пассадене. 
Или в Лос-Анжелесе бесплатно.


Рассказ первый.











Когда-то было модно "бежать от инфаркта", вот я всё и бегу от него, вернее, теперь хожу "быстрым шагом", как посоветовала доктор, но теперь больше я иду и бегу от депрессии. Ещё в прошлом году была идея, что много хорошего в городе, где живу, можно увидеть или бесплатно, или практически бесплатно: по цене бензина на дорогу. Поискала в интернете, что есть на этой неделе, - нашла. Замечательно: бесплатный вечер в музее Нортона Саймона. Я там была с детьми, когда они были маленькими (а это ... лет назад, страшно вспомнить). 
Надо поехать. 
Только не раздумывать. 
Устану после работы? - Конечно. 
Будет тяжёлая дорога, все будут в пятницу возвращаться домой пораньше и почему-то в том же направлении? - Конечно. 
Всё это не повод не съездить. 
Чтобы не изменить планы, сказала на работе, что еду в музей, так что кто-нибудь обязательно спросит в понедельник. Так что в пятницу после работы, не поддавшись искушению провести вечер с чашкой чая у компьютера, поехала в музей... Дорога оказалась даже тяжелее, чем предполагала: вместо сорока пяти минут заняла полтора часа. Музей - в Пассадене, стоит прямо рядом с фривеем. (Там сложно заехать, надо знать, где развернуться, навигатор всегда опаздывает с подсказками!)     
После плутания вокруг , запарковавшись, увидела довольно много таких же, как я (то есть большинство посетителей было в возрасте, хотя были и молодые люди, и даже с детьми).

Нет, это не то довольно красивое здание через дорогу. Коробка здания музея скрыта деревьями. 
И с парковки здания не видно. Да и оно - строение неинтересное.
Музей носит имя Нортона Саймона, предпринимателя, родившегося в Портленде (штат Орегон) в 1907 году, учившегося в Беркли (но не окончившего - ушёл в бизнес), умершего в Беверли Хиллс в 1993 году. Запоминающееся из его бизнеса: владел контрольным пакетом акций компании "Hunt's Foods" (это кетчуп, консервированные помидоры, etc.) Страстью его жизни было коллекционирование произведений искусства (так что все, покупавшие кетчуп, так или иначе приняли участие в приобретении картин. Музей зиждется на кетчупе! Ой, написала "зиждется", какое слово всплыло из памяти!) Только в 60-е годы Нортон Саймон потратил четыре миллиона долларов на свои приобретения. Ища постоянный дом для своей коллекции из более чем 4 000 объектов, в 1972 он принял предложение от финансово неблагополучного Музея современного искусства Пасадены на размещение там своих картин и скульптур (обещая и финансовую поддержку музею). В конечном счете фонд Нортона Саймона взял на себя управление музеем, как я поняла. В 1974 музей, ещё при жизни коллекционера, был переименован в Музей Нортона Саймона.

Как вам эта картина? Нравится? Третьяковка в памяти не всплыла? У меня сначала что-то брезжило, а потом - спасибо память, я тебя уважаю! - "Берёзовая роща" Куинджи, конечно! Прямо тот же стиль, тот же контраст, та же подсветка листьев заходящими лучами...
Только то, что вы видели, не картины, это мои фотографии. Мне необычайно повезло: я приехала в музей во время заката. Это вознаграждение за долгую дорогу, за борьбу с усталостью и ленью - возможность увидеть скульптуры на входе в лучах заходящего солнца! Красота необыкновенная. И встречает вас (одна из двенадцати отливок по французским законам) скульптура Огюста Родена "Граждане Кале".
Остальные роденовские скульптуры ... (Никогда не знала, что существуют несколько отливок скульптур и установленны они в разных музеях мира.) ... искала определение. 
Современны. 
Динамичны. 

 Чёрные, они так драматично выделяются на фоне серебристых стволов деревьев и зелёно-серых резных листьев!  Деревья (по-моему, там посажены платаны) тоже являются частью скульптурной композиции. А к этому добавляется золотисто-яркая подсветка солнца! Я думаю, днём и половины этой картинности нет. Даже если не заходить в музей, стоит приехать сюда на закате.  


Две стеклянные стены музея "открывают" его внутреннее пространство, соединяют скульптурные композиции перед входом в музей, выставочные залы и сад в единое целое.
Пока не стемнело, решила пройти по саду, от которого осталось неоднозначное впечатление.
Ландшафтный дизайнер Нэнси Госли Пауэр (Nancy Goslee Power), по желанию вдовы Нормана Саймона, должна была создать цветущий сад по образцу сада Клода Моне в Живерни. (Это в нашем-то климате?! практически в пустыне?! Трудно понять желания богатых.) Создать цветущий сад в Калифорнии - пробовала, знаю - никак не возможно. В своём саду - ой, я никак не сравниваю свой сад и свои возможности, особенно денежные, просто говорю о климате - так в своём саду уже перехожу на суккуленты. Да и в Живерни сад цветёт только в весенне-летне-осенний период. Просто я подумала: почему было не дать дизайнеру карт бланш? Зачем пытаться копировать?
Хотя то, что получилось, необыновенно привлекательно. Центр композиции - огромный пруд с лилиями и живописно посаженными вокруг пруда деревьями.
На довольно небольшой площади создано единое пространство красоты, спокойствия и уюта, где сразу забываешь про все передряги повседневной жизни. Замечательно было гулять там после рабочего дня. Немного мешает гул фривея, который буквально за стеной забора, но жителю Калифорнии к гулу фривея не привыкать.
Удивительно. Особенно в лучах заходящего солнца. Я уже не говорю про отражение в воде, слишком заезженное сравнение с зеркалом, а с чем ещё можно сравнить?! (Этот снимок похвалил даже мой папа, а он у меня профессионал и учитель фотографии.) 
А вот к современным скульптурам - сад тоже выставочное пространство - я привыкнуть не могу.
Это "Король и королева" Генри Мура. Да? Вы уверены в происхождении?
Это "Relief" того же автора (в переводе: облегчение боли, напряжения или рельеф местности).  Почему-то мне именно эта скульптура кажется абсолютно неприличной. (Скульптуры все известные, я о них читала в интернете, но любить или не любить - дело необъяснимое. Это я себя оправдываю.)
Это одна из женских скульптур, являющаяся как бы визитной карточкой сада музея. Созданная Аристидом Майллолом, она почему-то называется "Гора" ( Aristide Maillol "Mountain". В мире таких шесть. Одна в саду Тюильри, например. Может, я "должна" любить? На фото довольно привлекательно, хотя точку съёмки надо было взять чуть ниже.) Их, женщин, несколько; странно лежащих, странно расположенных для обозрения. Это "Река":
(А нельзя было повернуть другой частью тела, хотя я, конечно, ничего не имею против всех частей тела...
Нет, не работает... Там даже проходившие мимо не смогли пройти мимо: муж сфотографировал жену на фоне...) 

Это "Воздух":
У меня тут ещё и претензии к тем, кто устанавливал фигуры на местности. Ой, уже слышу и от вас: "Кто ты такая? Чтобы судить... А что ты понимаешь в современном искусстве?" Согласна, что понимаю не так много. А выразить своё мнение имею полное право. И сказать своё: “А король-то голый!" - могу открыто. Мне не нравятся эти статуи. Хотя под влиянием общественного мнения в публичном пространстве интернета чувствую искушение, могу сказать: "А я видела знаменитые..." Когда читаю, как произведения даных авторов бьют рекорды цен на аукционах, могу похвалить.
А, может, это консервативность старости, моей старости, - не принимать новые течения в искусстве. Может, сказать, что понравилось всё? ...
Да и я к ним, работая над рассказом, уже привыкла... Лучше всё-таки остаться искренной. Приезжайте сами, смотрите... 



На фоне скульптур немногочисленные цветы смотрятся художественно. И эвкалипты более скульптурны, чем творения человеческих рук. 









По дорожке со мной ходил немолодой человек на костыле, мне удалось "поймать" его на паре фотографий.
Как-то казалось, что его присутствие созвучно всем этим скульптурам: есть что-то инвалидное в них.

Только человек тот скоро выздоровеет, а вот скульптуры...


Хотя нашла две. Кошка хороша. И "Венера" Пьера Огюста Ренуара, опять-таки одна из пяти существующих в мире. 













Посидеть пять-десять минут в кафе, выпить кофе, полюбоваться не только садом, но и публикой, удивительно интеллигентной, как та пара, до этого сидевшая недалеко от меня, которую так хотелось сфотографировать, да неудобно фотографировать незнакомых людей. Но когда они уходили, мне удалось сделать снимок "в духе импрессионистов".
А всё-таки, самое лучшее там - лилии в лучах заходящего солнца. Не зря существует выражение "картина природы".
Картина.

Правда, в реальной жизни это выглядит вот так.


Или вот так.

Уже впечатления переполняют, а ещё предстоял сам музей... 

                                            Продолжение следует.





1 комментарий: