воскресенье, 18 ноября 2018 г.

Музей Нортона Саймона в Пассадене. Рассказ второй.





Музей Нортона Саймона в Пассадене.
Или в Лос-Анжелесе бесплатно.



Рассказ второй.






Итак, Лос-Анжелес бесплатно (ну, почти...)  
В Лондоне я была приятно удивлена: все государственные музеи можно посетить бесплатно! Мечта любого учителя. Вернее, любого человека. (Хотя я, наверно, обольщаюсь: музей - это не концерт популярного певца...)
 В Лос-Анжелесе бесплатно можно посетить музеи только один день в месяц, и, к сожалению, это рабочий день. Спонсируются банками обычно вторник или пятница, но, ещё беда для работающих, это с девяти утра до четырёх вечера. Если вы не работаете - замечательно, а если до пенсии ещё далеко? 
Это не то, что я не могу себе позволить купить билет и сходить в музей. Я принципиально считаю, что обучение должно быть доступно всем, желающим учиться, и запомнила с детства, что "искусство принадлежит народу". (Мечтать не вредно. А, может, я жадничаю?) Зато музей Нортона Саймона предлагает каждую первую пятницу месяца бесплатно с пяти до восьми вечера, да ещё и с вечерней экскурсией "Лучшее из собрания музея". 


У меня был один час до начала экскурсии и, осмотрев сад, успела ещё и пройти по нескольким выставочным залам.
 Свободное посещение, видимо, никак не рекламируется, посетителей было в музее немного. Нет, я не жалуюсь, мне это очень понравилось, хотя я была удивлена небольшим количеством народа в залах, ведь население города перевалило за десять миллионов.
Зато всё можно было посмотреть. Никто никуда не торопился. Да и я никуда не спешила: пятница, вечер... Несколько человек делали зарисовки, и, что мне необычайно понравилось, там же что-то рисовали дети.
Коллекция живописи, на мой взгляд, уникальна (если учесть, что собрана практически одним человеком, точнее, на деньги одного человека). Любопытно, что, проходя по выставочным залам, я останавливалась и фотографировала те же картины, о которых потом говорила гид. То ли я помнила их, то ли они расположены в центральных местах (хотя и не все), то ли гениев всё-таки видно издалека.

Экскурсовод оказалась худой подвижной женщиной моего возраста, экскурсия длилась чуть более часа, но пролетела (ох, опять эти штампы) незаметно. 


Хотите со мной пробежаться по музею? У нас это займёт гораздо меньше времени, чем с экскурсией (не сравниваю, там, конечно, интереснее, но ведь не всегда и не у всех есть возможность съездить, правда?)


Рафаэль "Мадонна с Младенцем и книгой"  (1502-1503 г.)
Вам нравятся Мадонны Рафаэля? Или вы привыкли ими восхищаться? Скажу крамольную для себя мысль: я привыкла ими восхищаться. Мне они нравятся? - И да, и нет. Уж очень они красивы. Во всех его Мадоннах недоступная простым женщинам красота, красота отстранённая, отстранённая от жизни с её проблемами. Они, девочки - матери, с подчёркнутой невинностью и девственностью. Ими можно восхищаться, но дотронуться до них - кощунство. (Не нападайте на меня, не нападайте, я совсем не критикую, я говорю о своём восприятии... Это будто смотришь обложки модных журналов: суперстройные - суперкрасивые - супердлинноногие... Хожу по улице - и таких не встречаю.) 






Вот так и с Рафаэлем: его Мадонны - совершенная красота, идеальная утончённость, недостижимая возвышенность мыслей... Икона красоты.
В жизни таких не встречала. (Из комментария музея к картине: "Рафаэль создал больше, чем прекрасный облик Мадонны с Младенцем - он создал икону для медитации. Эта глубокая духовность, достигнутая Рафаэлем, объясняет, почему его картины пользовались огромным спросом.")

Сандро Филипепи, прозванный Боттичелли "Мадонна с Ребёнком с поклоняющимся ангелом", 1468.
Фи-ли-пе-пи... Жутко нравится, хотя и трудно произносить: "Сандро Филипепи, прозванный Боттичелли", - звучит! 
Я не знаток художников и стилей, скажи мне "Сандро Филипепи", я не буду знать, кто это, но "Боттичелли" всё-таки помню. (Хотя если копнуть глубже и мою профессиональную литературную память, она тоже не идеальна, и с возрастом сдаёт. Помню ещё, что любимый Саша Чёрный - это Александр Гликберг, помню, что Илья Ильф - Файнзильберг, но не могу запомнить его имени, а Михаил Светлов, Григорий Горин в стареющей уже памяти так и живут Михаилом Светловым и Григорием Гориным...)
Как и Рафаэль, которого все нормальные смертные, не искусствоведы, помнят по имени. А он - Рафаэль Санти, умерший в возрасте 37 лет. Как Пушкин. Ох, мысли и сравнения прыгают, извините!
 
 
Кто-то спросил экскурсовода о рамах картин, они не одной мне понравились: не оригиналы, но и не новы, не сделаны для музея, а подобраны. И очень удачно подобраны.





Музей может похвастать аж тремя Рембрандтами. Это "Автопортрет" 1636-38.

Больше всего в его портретах меня потрясает открытость и откровеннность: он никогда себя не приукрашивает (хотя, как знать, фотографии тогда не существовало...) Интересно, это Рембрандт ввёл в моду бархатные береты - символ артистизма? Тут и золотая цепь довольства, достаточности, и грустные вдумчивые глаза человека, знающего себе цену и чувствующего скоротечность жизни в меняющемся с годами изображении в зеркале.

"Портрет мальчика" 1655-50. (Когда-то считался портретом сына художника, Титуса, но, по словам экскурсовода, эксперты решили, что нет, это не сын. Жалко, правда? Ведь так хочется знать, что сохранились не только образы художника и Саскии, но и их сына...)

"Портрет мужчины с бородой в широкополой шляпе",1633.)
Возможно, Питер Сийен (Pieter Sijen). Ему здесь 41 год. Красив. Почти неуловимая улыбка на устах. Кажется был живым жизнерадостным человеком с чувством юмора. 


Замечательно динамичная, полная движения картина Питера Паула Рубенса "Давид, убивающий Голиафа", 1616.
 Это уже не картина, а, по-своему, кино. Так и видишь, как Давид выхватил у Голиафа меч, и уже отсечённая голова катится на пол музея...


Рубенс "Святые женщины в усыпальнице" (1611-1614 г.)


На третий день после распятия Дева Мария (в центре), Мария Магдалина (прикрывает лицо вуалью) получили весть от ангелов о воскрешении. К сожалению, библию читала, но не знаю, приходится прибегать к пояснениям в музее. Хотя в этой его картине меня привлекло не содержание, а потрясающе красный атлас платья одной из фигур, и вообще шёлк платьев ( если бы разрешили дотронуться - можно было бы ощутить холодную шелковистость ткани).


Люкас Кранах Старший. "Адам и Ева" 1530г.

Как пишет музей, тело Евы, стилизованное и обладающее маловероятными ататомическими пропорциями, с небольшой грудью и алеющим румянцем щёк, скорее соблазняет и искушает, чем рассказывает библейскую историю. Скорее всего картина написана для члена королевского двора, для "домашнего" показа.
(Картина, видимо, пользовалась большим успехом. Такую же я видела в Дрезденской галерее. Интересно, сколько Адамов и Ев написал Кранах?) 
А мне очень нравятся её "змеиные" кудри: у них своя жизнь, разбросанные в разные стороны, они извиваются и обольщают, перед ними не устоять... И её слегка раскосые глаза, смотрящие в сторону от яблока, как будто она его и не предлагает...
Адам, конечно, красив. Ой, (извините, но мы тут всё совершеннолетние, правда?) направление его взгляда... и рука, почёсывающая кудри... Попался.


Николас Маес "Интерьер с семьёй, Дордречт", 1656 г.

Символ степенной семейной жизни и достатка. Тут и отец, держащий руку на сердце, - символ преданности семейным ценностям, и мать с младенцем на коленях, и дети - плоды брака - с корзинкой фруктов, и дорогие декоративные расписные китайские блюда, украшающие стену... А в окно виден кафедральный собор города (хотела написать "дордречтский" кафедральный собор, да слово ни написать, ни прочесть невозможно).


 Эль Греко "Мануссос Теотокопулос" 1603-1604 г. 
Доменикос Теотокопулос, известный как Эль Греко. Те-о-то-ко-пу-лос. Это я себя просвещаю. Испанский художник греческого происхождения. Забавно читать жаркие споры о том, к какому стилю можно отнести картины художника, чьим влияниям он подвергался, перешёл ли в католичество или остался православным греком человек, умерший более четырёхсот лет назад. 
В собрании музея портрет брата художника. 
                                      






                                                  ...
Нет, надо прерваться, устала. А в музее карти-и-ин...!!! 
                                                  ...
P.S. В заставке рассказа "Портрет пожилого человека" работы Джиованни Баттиста Морони, 1575 г.




Комментариев нет:

Отправить комментарий