пятница, 23 ноября 2018 г.

Азиатская скульптура в музее Нортона Саймона.


 


Азиатская скульптура в музее Нортона Саймона.

Или в Лос-Анжелесе бесплатно.

Рассказ четвёртый.





Хотим мы того или не хотим, в нас живёт чувство превосходства над другими. Очень трудно придерживаться позиции "они - другие" (это не лучше и не хуже, просто другие). Даже если умом понимаешь это, где-то в глубине души всё-таки тлеет "а я лучше". Сложно это мужчинам, считающим себя умнее женщин, или сильнее, или ... (подставьте своё). Сложно это женщинам, думающим "как он этого не понимает (или не чувствует)...", а "он" просто не может понять и почувствовать, "он" - другой.

Сложно не чувствовать превосходства своей культуры над другой, всегда кажется, что "наши" музыканты, художники, писатели... (продолжайте) талантливее. Мы вырастаем в облаке своей культуры, своего языка, своих традиций, мы с детства чувствуем связь прошлого с настоящим... Очень сложно, если не знаешь, понять другую культуру, её образы и символы. 
В первую пятницу ноября, решив посетить музей Нортона Саймона ещё раз, я пригласила свою подругу, Амал, с которой работали вместе учителями ("забесплатно"! почему бы не съездить вдвоём) и дружим уже н-нное (страшно подумать) количество лет. 

Ох, не удержалась, фотографии из серии "и я там был". Да уж очень дерево симпатичное, посидеть там  - одно удовольствие. Музей  замечательный: "по траве ходить можно", "фотографируйте, пожалуйста, только без вспышки", мы спросили. И ощущаешь себя рядом тоже причастным, "мыслителем".

 
Амал из Шри-Ланки - страны, которая нам, выпускникам советских школ, была известна как Цейлон (в 1972 году переименованный в Демократическую Социалистическую Республику Шри-Ланка). Целью нашего посещения была азиатская экспозиция музея, где собраны буддийские статуи. Я небезосновательно надеялась, что с пояснениями Амал увижу и пойму больше. 
Для неё это было первое посещение музея после долгого периода с "когда дети были маленькими". Так что начали мы со скульптур Родена, прогулки по саду, который ей очень понравились, как и современные скульптуры, особенно "Воздух" Майллола. Скульптуры вжились и в моё сознание, показались в этот раз более органичными в саду (надо поехать ещё, глядишь, и полюблю современную скульптуру). Пройдя по европейской части, направились в огромную азиатскую экспозицию. Ни я, ни она не знатоки, но мы получаем удовольствие от просто прогулок по музею, сидения на лавочках в парке, чашечки кофе...  

Выставка азиатского искусства поразила в первую очередь искусством организации пространства. Спускаясь по винтовой лестнице на нижний этаж, вы оказываетесь в относительно небольшом помещении.


Скульптуры расположены по сторонам вытянутого зала (коридора), с одной стороны которого статуя стоящего Будды, а с другой, в небольшом сквере на улице, сидящий Будда.
 

Каждая колонна, приближающая к Будде, украшена статуями богов. Они удивительно артистично высечены из камня, в основном, песчаника.

Зал, открывающийся в конце, сам по себе удивителен: и статуи вокруг, и их расположение, и чёрная скамейка посередине - всё органично и очень стильно.






Осенью в наших широтах темнеет рано, так что мы решили сначала выйти в небольшой сад скульптур. Конечно, сфотографировались. 
 



   

   Тот архитектор, спроектировавший это пространство, был гениален. Это выставочный зал, вид от Будды.



В огромном окне отражение Будды, сада и нас...
Садом это назвать сложно. Небольшой склон, заросший плющом, несколько деревьев, среди которых выделяются орхидейные деревья, с необычным "бутылочным" стволом, покрытым шипами, нежными цветами, лепестками которых живописно засыпан плющ... 






Под нависающей крышей музея выставка скульптур, скамейки для "посидеть, поговорить, посмотреть, как темнеет"... Что мы и сделали: с удовольствием посидели, поговорили... опять-таки: пятница, после работы, никуда спешить не надо. В темноте скульптуры, да и дерево, смотрятся совсем иначе, более рельефно что ли, более "скульптурно", благодаря искусному освещению, игре света и тени...
Вишну. Индия, Тамил Наду, 1200 г.




Ума. Индия, Тамил Наду, 1200 г. Тамил Наду - штат на юге Индии.


 

Вернулись в зал: как освещение меняет восприятие, удивительно. Всё становится монохромным.



Боги Индии, Пакистана, Непала... Я мало что знаю о буддизме, практически ничего. Несколько историй из жизни Будды мне рассказала Амал.  Если только не вырос в в Индии, запомнить имена богов невозможно: после реинкарнации у бога другое имя. Так что читала надписи, не надеясь запомнить ни богов, ни историй, с ними связанных. Хотя некоторые выделялись.

Ганеша (справа) Индия, Тамил Наду 950-1000, бронза. 
Ганеша (слева) Индия, Тамил Наду, 1050-1100, бронза.


Ганеша, один из сыновей Шивы и Парвати. Несколько мифов по-разному описывают происхождение слоновой головы Ганеша. Один из них объясняет, что Ганеша не пустил Шиву в комнату, где принимала ванну Парвати, Шива отрубил сыну голову. Раздосадованная и опечаленная Парвати потребовала, чтобы Шива заменил голову их сына головой существа, которое первым пройдёт мимо, мимо проходил слон...
(Что-то в древности кровавые истории... а ещё наказания странные: замени голову сына... или выйдешь замуж за первого, кто войдёт в замок, и это обязательно будет нищий...правда, потом он окажется переодетым принцем...)
Эта легенда о Ганеше на табличке музея, в википедии разных легенд много, одна из которых о том, как одного из богов не пригласили на празднование дня рождения Ганеша, но он всё-таки пришёл и испепелил голову мальчика. Никакой истории братьев Гримм с празднованием дней рождений эта вам не напоминает?
Так или иначе, Ганеша - один из самых почитаемых богов, символ мудрости и благополучия. Любитель сладостей, между прочим. У него от двух до двадцати двух рук! (А если в каждой сладости! Здорово! Хорошо иметь добрых богов.) 


  Космическая Форма Кришну. Индия, Тамил Наду, 15 век. Бронза. Аннотация пишет, что десятирукий Кришна - редкое, нетипичное изображение бога. Обычно этот наиболее любимый аватар бога Вишну изображается держащим флейту, как позиционированы две руки бога. Десять рук помогают атрибутировать статую к времени правления династии Виянагара. (Перевела, сократила, ох, как научно!) Ещё хорошо иметь многоруких богов: каждая рука может помочь, все вместе помогут многим! 

















Созданные не только в разных странах, но и в разное время, скульптуры расположены так, что образуют как бы единое целое. 
Голова Будды. Слева направо.
1. Индия, Уттар Прадеш, Матхура. 150 г.
2. Пакистан, Ancient Гандхара, 2-3 век
3. Индия: Уттар Прадеш, Матхура, 200г.
4. Таиланд: Мон-Дваравати период, 8 век.

Опять, повторюсь, хотелось бы обратить ваше внимание, как представлены скульптуры: тематика, цветовая гамма, etc. Талантливые люди работали, не только создатели скульптур, но и создатели музея. Мировой класс!

Идём по залам, расположенным по сторонам основного "коридора".



Ганеша вы узнали. Ганеш с Сиддхи и Буддхи. Индия: Мадхья Прадеш, 1164, песчаник.
А второй снимок: Нарасимха, Мужчина-Лев, аватар Вишну. Индия: Бихар, 1000 г. Воплотившись в Нарасимбу, Вишну уничтожил злого царя Хираньякасиру, кто был настолько могущественен, что не мог быть убит ни богом, ни человеком, ни чудовищем. (Так как Вишну принял образ человека с львиной головой, он не человек и не чудовище.)

               Архитектурные элементы украшения храма. Вьетнам, античная Чампа, 12 век.

Мифическое водное животное, известное как Макара, глотает мужчину, держащего меч. В Индийской мифологии герои доставали жемчуг изо рта Макары. (Чудо-юдо, рыба-кит... Похоже? Я даже помню из моей детской книжки иллюстрацию с китом, очень напоминающим этого Макару.)
Я выросла в культуре, где секс считается (или считался, мне уже много лет!) ... ох, не подобрать слово... "греховным"...(?) "аморальным"...(?) нет, скорее, личным, не обсуждаемым на публике. Я принадлежу к поколению с предложениями руки и сердца, замужеством и только потом рождением детей. К поколению, когда "обниматься-целоваться"  на улице считалось верхом неприличия. В юности придерживалась этих "старомодных" взглядов, теперь они во многом изменились. Но до сих пор мне будет неловко смотреть, например, картины с изображением обнажённой натуры, если буду в сопровождении мужчины. Пишу - самой смешно, ведь я - женщина в очень "глубоком" возрасте. Что поделаешь: воспитание... Так несколько статуй меня поразили своей "открытостью".
Они тактично расположены, очень тактично освещены. В индийской культуре другое отношение к сексу, другие символы жизни, плодородия, продолжения рода... 

 1.Любящая пара. Индия, Орисса, 13 век, гнейсс. (Что это за камень, не нашла.)
 2.Экамукхалинга. Индия:Уттар Прадеш, Матхура, период Гупта, 350-400 гг. Песчаник.
К второму изображению длиннющая, мне показалось, немного извиняющаяся аннотация по истории религии, культуры и традиций. То есть рассчитанное на моё поколение объяснение.

Возникла мысль: в плохом настроении, хочется ругаться? Произнесите "Экамукхалинга" - и всё пройдёт. Что-то я вышла за пределы приличия. Но ведь мы разговариваем, я шучу!

Опять-таки, возвращаясь к началу рассказа, не лучше и не хуже, просто другие. Принять сложно. И фотографирую, когда никого нет вокруг. 

Нашла очередного льва, пополнила фотографии львов - памятников в своей коллекции. 
(Задняя часть у него какая-то не львиная...) 

Охраняющий лев. Камбоджа, Период Ангкор, 12 век. Песчаник.
















А несколько скульптур понравились своей нестандартностью, "лица не общим выраженьем..."
 Здесь очень понравился мужчина, с кем-то беседующий. (Фигура слева.) Пакистан, Античная Гандхара, 4-5 век.






Голова Бхайравы (?). Индия, Орисса, 13 век. Гнейсс.





















Крылатая фигура. Пакистан, Античная Гандхара, 3 век. 

Прообразом этой фигуры послужил классический Атлас, котрый был проклят Зевсом держать звёздный глобус на спине обеими руками. Индийский вариант снабжён крыльями и поднял только одну руку.



Всего не перефотографировать, обо всём не написать.
Оказалось, что скульптур из Шри-Ланки нет. Буддизм имеет много течений, храмы Шри-Ланки и статуи в них отличаются от индийских и непальских, хотя и похожи. Только об одном экспонате, кстати, единственном очень красочном, Амал сказала: "Это так напоминает храмы Шри-Ланки..."

Удивила датировка скульптур: первый век, второй, третий... Создавались они, скорее всего, молотком и стамеской. (? Вообще-то надо поинтересоваться, какими инструментами пользовались скульпторы почти две тысячи лет назад.) 

Три часа в музее - не заметили, как прошли. Приедем ещё раз, теперь втроём, выберем время, чтобы смогла Сисси. (Если вы с ней не знакомы, читайте мои другие рассказы). Придём смотреть импрессионистов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий