Японский сад в долине Сан-Фернандо, в Лос-Анжелесе.
Надо было просто на пару часов выбраться из дома, пройти свои восемь тысяч дневных шагов, привести мысли в порядок... Просто так ходить по улицам мне последнее время сложно. Вспомнила, что приятельница прислала информацию о "выставке" японских машин в японском саду в нашей долине Сан-Фернандо. Решила поехать. Приехала поздновато, на парковке свободных мест уже не было...
... пришлось оставить машину на стоянке городского парка, благо идти недалеко. Несмотря на жару в парке проходило собачье шоу, стояли тенты и столы, дымилось барбекю - кто-то праздновал день рождения... На улице 30* по Цельсию, что намного жарче по Фаренгейту: 80*, я подумала, что в такую погоду лучше бы дома сидеть, и мне тоже, но уже приехала, не отступать же! Вспомнилось время, когда только приехали в штаты, сын был маленьким, мы ходили в похожий парк с ним гулять. Вспомнилось, как этак лет двадцать назад уже была в этом японском парке, но тогда с мужем и детьми... Мысли - в сторону. Пошли!
Японские машины стояли в ряд на парковке.
(Ой, сейчас вспомнила, что сама езжу на японской машине, уже поцарапанной со всех сторон, уже с огромным пробегом, уже старенькой, но такой удобной, такой всё ещё надёжной! Правда, эти машины, кажется, намного старше моей.)
Сфотографировала ту "выставку" не без удовольствия, хотя я абсолютно ничего не понимаю в машинах.
Мне-то они нравятся по цвету: зелёненькая - симпатично, синенькая - любимый цвет, а в этой "шикарно" можно проехаться вдоль моря, только шляпа должна быть с широкими полями, и придерживать её надо небрежно, одной рукой, конечно, надо быть молодой и непременно красивой... (Лёгкая ирония чувствуется или нет?)
В моторах не разбираюсь, марки машин не различаю, с гордыми владельцами, тут же сидящими в шезлонгах в тенёчке, мне говорить не о чем...
Фото машин для мужской аудитории (в самом начале, если им станет скучно с картинками парка - я не в обиде).
Так что через пять минут уже купив билет (что не дорого, три-пять долларов, хотя тут же думаю о семьях с детьми или "малоимущих", хотя не люблю это слово), вхожу в ворота парка...
Вход в парк открывает взору только его часть: идея дизайнера дать возможность посетителям пройти по парку, открыть его уголки один за одним, не показать всю картинку при входе.
Идея замечательная, только сразу не оборачивайтесь, и
парк раскроется для вас не сразу... Идти интересно, постоянно ожидаешь что-то новое за поворотом тропинки. Нет, он относительно небольшой для японских садов (не сравнить с огромным японским садом в Портленде!) всего шесть с половиной гектаров, и его можно окинуть взглядом с многих точек, но по периметру сада есть замечательные потайные уголки...
Вы думаете, что смотрите на камни, сосны, а в японском саду везде скрытая символика: это остров черепахи - символ долговечности. Огромные валуны - остров бессмертных и постоянного счастья.
Это Сухой Сад, или karesansui, где в океане гравия путь приводит к огромной глицинии.
Идёшь по серпантину дорожек и фотографируешь. Гуляющих в саду немного и все очень уважительно относятся друг к другу: ждут, пока сфотографируешь, не выходят на дорожки, боясь помешать, если видят кого-то с фотоаппаратом. Показалось, что красота сада обязывала, в таком месте невозможно быть невежливым, в таком месте все удивительно церемонны.
Возвращаешься к входу - вид, который я скрыла от вас.
Как всегда, немного истории, недавней, но уже истории. Главным инженером города Лос-Анжелес с 1972 по 1980 год был Доналд С. Тиллман, чьи идеи легли в основу создания завода по переработке сточных вод в сочетании с парком, местом, где жители города могли отдохнуть. Он же, как я поняла, подал идею создания японского сада, где можно продемонстрировать жителям долины достижения очистки воды в прекрасном спокойном умиротворяющем ландшафте. Компания Donald C. Tillman Water Recycling Plant имеет передовые технологии очистки сточных вод, завод очищает 80 миллионов галлонов сточных вод долины Сан-Фернандо в день. И, как вы уже поняли, при заводе водоочистки, в 1884 году был открыт японский сад, который орошается рециркулированной водой с завода и открыт для публики круглый год.
Сад разбит так, что идёшь по кругу, огибая озеро.
И у всех есть возможность "разбрестись" по уголочкам, есть возможность побыть в одиночестве с садом.
Вот дошла до такого уголка: маленький традиционный (видела такой же в Портленде) бамбуковый фонтан около пруда.
Пожалуй, этот небольшой пруд у одной из стен понравился больше всего.
Летом, с цветущими кувшинками и лилиями он самое красивое место (весной бы цвела глициния - и другой уголок сада привлекал бы внимание всех).
Я никогда не видела голубые лотосы (лат. Nymphaea caerulea) "живьём", только на картинках.
Только ради этого стоило сюда приехать.
А что существует Лотос жёлтый, он же Лотос американский (лат. Nelumbo lútea), цветок которого размером с голову человека, я не подозревала.
Даже если бы не было цветов, сами разноцветные листья кувшинок декоративны.
В саду несколько японских фонарей. У одного из них есть имя, которое можно перевести как "Видение снега". Фонарь подарен городом Нагои - побратимом Лос-Анжелеса.
В саду достаточно много деревьев. Кроме разных хвойных, узнала дерево гинкго билоба, в дальнем углу сада росла небольшая рощица разного бамбука.
Везде стоят скамейки, можно посидеть в тени, где совершенно не чувствовалось жары: во-первых, вокруг огромная поверхность воды, во-вторых, в парке дул лёгкий ветерок, неизвестно откуда берущийся.
У этого цементного мостика очень поэтическое название Amano-Hashidate - Heavenly Floating Bridge - автопереводчик дал "Небесный наплавной мост", я бы перевела как "Парящий в раю" мост.
(Мост с противоположной стороны).
В истории Японии дизайн отражал время, людей или события. Дизайнер сада, Коичи Кавана (ах, да, я забыла рассказать о нём, исправлю свою ошибку в следующем абзаце), добавив в свой сад нетрадиционные для японского сада материалы, хотел отразить своё время: семидесятые-восьмидесятые годы двадцатого столетия.
Остальные мостики, правда, традиционные, деревянные.
Вот они хорошо видны в тени под мостом...
Как обещала, немного о дизайнере парка.
Дизайнер Доктор Коичи Кавана спроектировал больше дюжины японских садов в разных городах: Денвере, Чикаго, Мемфисе, Миннеаполисе, спроектировал так же самый большой японский сад в штатах в Сент-Луисе. Он скончался в 1990 году в возрасте 60 лет. Знавшие его люди отзывались о нём как о человеке эпохи Возрождения: он был архитектором, писателем, садовым дизайнером, увлекался икебаной, был учителем... (Кстати, он был учителем садового дизайна у Тиллмана, скорее всего именно это повлияло на решение Тиллмана создать именно японский сад и поручить проект Коичи Кавана). Одним из принципов его садов является единение традиций японского сада с местной флорой и фауной, чтобы каждый сад, с одной стороны, был аутентичен и индивидуален, но, с другой стороны, органично вписывался в окружающий мир. Доктор Коичи Кавана создавал сады, в которых горожане могли бы найти лишённое суеты, безмятежное, умиротворённое единение с природой.
В озере отражается здание Shoin, в подобных жила аристократия, монахи и самураи в четырнадцатом-пятнадцатом веках.
Посмотрите, как органично вписывается индустриальное здание в ландшафт сада.
А ещё в этот домик можно спуститься по ступенькам, или по пандусу (а какие перила, какие перила!), или на лифте (калитка лифта справа), если вы в инвалидном кресле.
Устали? А там ещё есть тройной водопад, представляющий Небеса, Человека и Землю.
Поскольку сад посвящён восстановленной воде, Коичи Кавана представил её в разных формах: спокойная неподвижная вода озера...
горизонтально бегущие ручейки...
и вертикально падающий водопад.
Говорила я вам, японцы - философы, для них сад - выражение идей. (Это я сажаю по наитию: понравился цветок - посадил у себя в саду.)
И деревья, там посаженные, не просто деревья: вот плакучая ива - символ женского начала, доброго, любящего и "склоняющегося", приспосабливающегося к ситуации; сосны же - начало мужское, сильное, воинственное и непреклонное.
Да, почти забыла. Я там "гонялась" за белой цаплей. Сначала решила, что изображение белой цапли на плане сада - рекламный трюк. Пока не увидела такую же, белоснежную, стоящую на берегу озера.
Но и цапля меня увидела, и улетела подальше...
Потом я увидела уже двух цапель... Преследовала их до тех пор, пока не обнаружила "цапельный остров"! (Между прочим, тоже символ! Долголетия и удачи! Если я видела цаплю, и не одну, может, лотерею сходить купить? Выиграешь - и жизнь будет удачно долгой... Не получилась шутка...)
А ещё там живут лебеди, утки и, мне кажется, бакланы...
Это виды сверху, с обзорной площадки здания перерабатывающей воду компании.
Ещё забыла сделать саду комплимент, сама знаю, как тяжело поддержать чистоту. Сказать, что в японском саду чисто - ничего не сказать. Отманикюрен! Дорожки идеальны, сосны сформированы и подстрижены иголочка к иголочке, поверхность воды зеркальна... Нашла, что в саду постоянно работают три садовника, для такой территории немного. Сад рядом со 101 и 405 фривеем, а там тишина, спокойствие и умиротворение...
А на выходе вас ждёт фонтан и водопад! Как вишенка на торте.
P.S. Эх, надо бы найти и сканировать фотографии двадцатилетней давности, когда мы семьёй сюда приходили...
Комментариев нет:
Отправить комментарий