Рассказ о сочетании несочетаемого, или Католическом храме в мечети, и загадочном Гвадалквивире.
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.
Ну, кто ещё забыл процитировать Пушкина? Кто забыл поставить его стихи в качестве эпиграфа?
Гвадалквивир. Прочли? Никакой слог не пропустили? Гва-дал-кви-вир...
Недооценивала качество обучения в лицее, поклон пушкинскому учителю географии (или истории). Всегда думала, что Гвадалквивир - слово, выдуманное Пушкиным. (Ну, или заимствованное из мифологии.) Просто диковинное надо было ему в рифму: зефир - эфир - что бы такое экзотическое срифмовать? Каюсь, не пришло в голову проверить реальность реки позднее самой, когда преподавала русский-литературу (да и повода не было, стихотворение не входило в школьную программу). Так что услышав, что римский мост в Кордове, Испания, построен на реке Гвадалквивир, удивилась: "Это что, тот самый Гвадалквивир, что "бежит, журчит"?" Но всё-таки и Пушкин был неправ (его легко оправдать: невыездной был) - у него в романсе этакая быстробегущая грузинская речка, а Гвадалквивир - слово, так потрясающе фонетически передающее движение и журчание воды - в жизни мутнотекущая и медленнотекущая река (хотела сказать - лужа). Одно расстройство. У Пушкина образ реки ближе темпераментной Испании с боем быков и фламенко (в нашем представлении, конечно), чем реальная река.
Наш автобус (тур по десяти городам Испании) остановился на берегу этой довольно широкой реки, которая в жаркий день (а это июль, зашкаливало за тридцать градусов) даже не текла, а стояла. Kазалось, всё в округе замерло, затаилось, спряталось в тень... (Кроме туристов, мы ходили на экскурсии довольно бодрым шагом, нас и жарой не остановишь!) Слова гида, что перед нами построенный римлянами мост, показались тогда чем-то обыденным, "так и должно быть".
А мы тогда стояли не только на мосту, соединяющем южный и северный берег Гвадалквивира, но и на мосту времени (как бы это патетически ни звучало), соединяющем наше настоящее с прошлым. Представляете, по мосту маршировали римские легионеры, ехали повозки с товарами, шли торговцы, монахи и просто путешественники... теперь мы тут ходим... Две тысячи лет (sic!) Римский мост был единственным мостом в городе. Читаю Историю моста (именно так, с большой буквы): мост построен во времена императора Октавиана Августа в первом веке н. э. (императора, о котором я знаю только, что месяц август назван в его честь.) Первоначально был построен древними римлянами для торговых перевозок по древней Августовой дороге (из Рима в Кадис). Даже реконструирован был маврами в каком-то жутко далёком VIII веке. Сделаешь несколько шагов по мосту - и уже чувствуешь, что приобщился к Истории.
А когда через ворота Пуэрта-дель-Пуэнте (ХVl век), построенные опять-таки на месте римских ворот как проход в городской стене, ...
через маленькую площадь с камнями, как я поняла, - остатками той городской стены...
...мимо памятника архангелу Рафаилу, покровителю Кордовы, (ХVll век...
уж эти мне отдалённые, запоминаемые только экскурсоводами, века!...)
приходишь к Меските (ой, какое слово теперь знаю! на самом деле, это просто мечеть по-испански), как бы обходя её с двух сторон...
...так, рассказывая о Меските, поневоле без Истории не обойдёшься.
И придётся вспомнить школу и учебники, рассказывавшие в пятом классе о римлянах, маврах, Испании, Реконкисте... а поскольку вспомнить всё равно не удаётся, то открываем интернет!
(На следующем фото мескита справа.)
Начнём сначала: жили римляне (понятно, древние), построили храм, посвященный богу Янусу. Потом вестготы в 600 году начали строить христианский храм Викентия Сарагосского, затем территории были завоёваны маврами - храм превратили в мечеть, перестраивали, разрушили в 711 году. (Почему? Зачем? Интернет, дай ответ! - не даёт ответа...) Но место замечательное, пусто быть не могло, и в 784 году эмир Абд ал Рахман l начал строить мечеть в почитание своей жены. (Этот Абд ал-Рахман - основатель династии кордовских Омейядов, правивших до 1031 года.) После него мечеть достраивалась, каждый новый правитель после военных походов украшал её, и мечеть была второй по величине мечетью того времени и лучшей из более чем тысячи мечетей в Кордове в то время. Земли были отвоёваны христианами - так называемая Реконкиста - и при завоевавшем Кордову Фердинанде lll Кастильском мечеть в 1236 году освятили в христианский храм.
Самый большой виновник разрушения мескиты - архиепископ Алонсо Маурике, ему принадлежит идея постройки католического храма внутри. Нашла замечательную фразу, сказанную Императором Карлом V (именно он, Карл V, дал окончательное разрешение на постройку собора внутри мечети, даже не посетив её, сказал-то знаменитые слова уже после "перестройки", когда увидел содеянное своими глазами): "Вы построили то, что можно построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире." Даже после этого остановиться не могли: добавления продолжались до конца ХVlll века.
Когда входишь... (спрашиваю себя: куда?) ... это католический храм? - да. Причём действующий. Но присутствие бывшей мечети более чем ощутимо. Входишь-то по-прежнему в мечеть. Пусть не действующую, но архитектурно - мечеть.
Сразу возникает ощущение необычности, нестандартности, сочетаемости несочетаемого. (Или попытки сочетать...) Этим смешением культур и стилей знаменит кордовский католический собор - кордовская Мескита.
Так, когда входишь ТУДА (нашла выход из положения), в первую очередь поражает беспредельность храма. Он не огромен, а именно беспределен, там можно ходить целый день - и не хватит времени всё осмотреть.
На сегодня это самый большой в мире храм и самая большая мечеть в Европе. (25 тысяч квадратных метров - это я так, не для запоминания, просто к сведению.)
Удивляют колонны и их огромное количество.
В храме сейчас 856 колонн (до перестройки было 1293, это опять только к сведению) из яшмы, оникса, гранита и мрамора, которые частично были сделаны ещё для римского храма. (Понятно, что при каждом разрушении и при каждой перестройке что-то сохранялось, что-то использовалось в новом строении.) Там из-за огромного количества и повторяемости колонн не замечаешь, что они разные.
Больше всего запоминаются полосатые двойные арки: однажды увидев - не забудешь. Вся мескита пронизана ими, как музыкальным ритмом. Они окружают тебя со всех сторон: посмотри налево - колонны, арки! посмотри направо - колонны, арки! Приглядитесь ещё раз: двойные (!), с прогалом над первой аркой, отчего кажется, что их в два раза больше.
В мечетях, дожив до солидного возраста, никогда до этого не была, только сейчас узнала, что есть специальное место, где молится имам, называется михраб. В Кордове он не в центре мечети из-за особенностей местности (с одной стороны река) и долгостроя, множества добавлений.
Во время экскурсии просто поразилась богатсву этого украшенного стеклом и эмалью места.
Мне всегда нравилось рассматривать потолки и купола. Ходишь, задрав голову, - и смотришь ввысь, завораживает ...
Потолки в меските разные: от простых деревянных или расписанных в стиле муджахар, до выложенных из камня с резьбой и украшенных плиткой из стекла и керамики. Вам нравится?
Роспись потолка католического храма впечатлила меня меньше. Уровень художественной работы не тот.
Католический храм, как мне показалось, встроен в самую середину мечети. Впечатление возникает неоднозначное. Посмотрите. Вот вы идёте по мечети - и видите отгороженную часовню, и в "окошко" видна статуя святого. А вокруг типичная вязь узоров, с христианством не связнных.
По периметру отгорожены молельни. Но они тоже "встроены" в то пространство между колоннами.
Потом, как-то неожиданно для меня, "возник" (другого слова не подобрала) католический собор. Тоже огромный; выделяющийся высотой, обилием света, по сравнению с мескитой и её полумраком.
Резные хоры из махагонового дерева.
Собор сочетает готические и барочные элементы, а венчает его купол в стиле Ренессанс.
Здесь капелла кардинала Саласара с богатой коллекцией изделий из серебра и слоновой кости.
Как удержаться от фотографирования себя, хотя бы в отражениях, не знаю...
Мне в сознании так и не удалось воспринять католический храм в бывшей мечети как единое целое.
Видимо, эту многовековую историю надо прожить на земле, чтобы чувствовать, что это единая история твоей земли; в этом надо родиться, чтобы воспринять разные стили как слои жизни поколений, слои времени... А мы там - только туристы, только проездом...
P.S. Ещё несколько фотографий.
В мескиту войти можно было через многочисленные ворота, как эти. Сейчас они закрыты, открыты только одни.
Когда через ворота входишь - оказываешься во внутреннем огороженном дворике, с садом (кажется, с апельсиновыми деревьями) и фонтаном.
Комментариев нет:
Отправить комментарий