Мурсия, Мурсия, город в Испании...
Из серии "Галопом по Европам".
Вы можете вечером выйти погулять у себя в городе? Вы себя чувствуете безопасно? А у вас есть, где можно погулять с удовольствием, где красивы дома или собор, или мост вечером отражается в реке и отсветы фонарей ленточной рябью тянутся по воде? А есть ли в вашем городе места, где можно посидеть с друзьями вечером после работы, отдохнуть и поболтать, так, ни о чём, просто "о жизни"?
Очень мало, думаю, найдётся городов, где всё это есть в одном месте.
Мурсия, Мурсия, город в Испании...
Мы приехали в Мурсию вечером. И был у нас в Мурсии всего один вечер. Вечер, даже не день. Погулять в сумерки по городу - а утром уехать в следующий (автобусный тур, десять городов за десять дней, галопом по Европам, как всегда). И вот прогулка до полночи в историческом центре той самой Мурсии вспоминается до сих пор.
Я хочу ещё раз пройти по тому маршруту, пройдите со мной, может, и вы позавидуете тем, кто родился и живёт в Мурсии, как немножко завидую я, проведшая там всего один вечер...
Представляете, выходите вы из гостиницы, а рядом с ней небольшой парк, обычный, городской, с огромным вечнозелёным фикусом и фонтаном, вот таким, простым, но любоваться которым можно бесконечно.
А через минут пять вы уже оказываетесь на мосту через реку Сегуру, где "отсветы фонарей ленточной рябью тянутся по воде".
Мост называется "Старый мост", в отличие от "нового моста", который построен в 1902 году. А этот, старый, построен в 1742, представляете? Как построили - так и уже почти триста лет стоит. (А до этого стоял мост ХVl века, разрушенный наводнением.) Мост, конечно, расширен для автомобилей, укреплён, - и простоит ещё всем туристам на радость! Вот снимок с набережной.
А в середине реки - памятник рыбе. Рыба, рыба, рыба-кит! Но нет, не кит, памятник тот поставлен обычной сардинке.
(С этого ракурса памятник кажется странным. Пишут, что это фонтан, но когда мы шли, он не работал, так что для нас это - памятник.)
Посмотрите: два белых пятна на голове рыбы не глаза, я тоже так думала сначала, пока не сделала фотографию с увеличением. На голове рыбы удобно устроились утки. (Или чайки?)
С моста был уже виден собор - главная историческая достопримечательность города.
Конечно, "гуляем к собору"... вдоль набережной, в пешеходной зоне со столиками многочисленных кафе, вынесенными прямо на улицу... вдоль здания "аюнтамиенто"... (Красивое слово, правда? Здание так официально называется в интернете. Это местное самоуправление, муниципалитет, если я правильно поняла.)
Завернули на боковую улочку, уходя от реки, мимо фонтанов, ориентируясь на колокольню собора, - и оказались на площади. Соборная площадь замечательна органичным сочетанием в других городах несочетаемого: различного времени, разных стилей. И я не говорю о смешении готики, ренессанса и барокко в архитектуре собора, я говорю о соседстве ХХlV - ХV веков (это когда строился собор) и нашего ХХ века.
Посмотрите.
Собор - с одной стороны площади.
А вот это - с другой. Эти два строения смотрят друг на друга!
Несовместимо? В жизни смотрится оригинально и картинно.
Это пристройка к ратуше, построенная в 1998 году по проекту архитектора Рафаэля Монео, замечательно подсвеченная. (Я видела дневные фотографии - не впечатлили, обычное современное белое здание, а ночью - абсолютный шик!)
И эта пристройка к ратуше ещё соседствует с дворцом епископа, построенным в ХVlll веке.
Вот тут оба здания рядом. (Извините, тут я на первом плане, другой фотографии у меня не нашлось.)
Тут же, на площади перед собором столики, сидят люди, кто с бокалом вина, кто с пивом, кто с "тапас" - традиционными небольшими порциями разной еды: от маслин и орехов до паэльи (этим "тапас" можно посвятить отдельный рассказ, хотя нет, это должна быть поэма) ...
Мы гуляли вокруг собора по полупустынным улицам, и всё время, нас сопровождая, звучала музыка: около центрального портала, где кафе, уличный музыкант играл на аккордеоне, а с другой стороны собора мы вдруг услышали вкрадчиво нежную мелодию - звучала музыка к фильму "Запах женщины" с Аль Пачино, сначала удивившись (представьте: ночь, уже часов десять, небольшая площадь перед боковым входом в собор, гуляющих там чуть больше, чем пальцев на руках, четверг, ЧЕТВЕРГ!, не суббота, и звучит то танго, живой дуэт скрипки и электронного пианино!) ...
... так сначала удивившись, я от восторга аж стала насвистывать знакомую мелодию! ...
Вот почему нас всех так тянет в Европу! Та культура, когда собираются на улице, в небольших кафе... пьют вино... слушают музыку... разговаривают дотемна... всё спокойно и размеренно, никто никуда не бежит... жи-и-и-знь...
Мурсия, Мурсия, город в Испании...
Осталась тень воспоминаний, которую надо записать поскорее, а то исчезнет в ежедневной рабочей суете...
"Я тут был!" И были мы там с дочерью...
Читать там историю собора не хотелось - всё равно бы ничего не запомнила. Сфотографировала, оставив "на потом". Теперь это "потом" наступило.(Если не интересна история собора, просто просмотрите фотографии. Они все, понятно, ночные. Представляю, как грандиозно смотрится собор днём, а если ещё бы удалось увидеть, какой он внутри!)
Вот, перевожу:
"14-18 века. Кафедральный собор Святой Марии - ключевая постройка барочного периода в Испании."
"Это самое значительное здание в городе, совместившее все стили со времени начала постройки до завершения великолепного барочного фасада в1751 году."
"Любопытное смешение стилей - собор и колокольня - являются прекрасным ориентиром и доминируют над городом и окружающими садами. Важнейшие художники и архитекторы, принимавшие участие в создании собора: Diego Sanches de Almansa (ХV век), Francisco и Jacobо Florentino и Jeronimo Jauijano (ХVl век) и Jejme Bort (ХVlll век)."
Всё, перевод закончился.
Что-нибудь запомнили? Я - нет. А нужно? - Не знаю. Хорошо бы что-то знать и помнить о местах, где бывал... Хорошо бы помнить имена людей, кто придумал, построил, украсил и мою в том числе жизнь...
Странное совпадение: я сделала немного фотографий, но, тогда не зная о "четырёх бриллиантах" кафедрального собора, я сфотографировала именно их! Талант архитекторов и строителей- он виден даже ночью. Жалко, что не запомнила их имена. А если повторить, запомню? Пробую. Итак, первое: потрясающий барочный фасад, построенный по инициативе кабилдо - городского главы и кардинала Белуги, чьё имя носит площадь перед собором. Архитектор Джейми Борт, восемнадцатый век. Центральный вход - Двери Прощения - открываются только по особым случаям, например, ежегодно в день Непорочной Фуенсанты (Virgin de La Fuensanta), покровительницы города.
Второе: Capilla de Junterones - часовня Джантеронес (не нашла перевода) - величайшая работа испанского Возрождения. Имя архитектора не нашла. (Вот тебе и запоминай!)
Рядом с часовней - Дверь Апостолов (Puerta de los Apóstoles). Мне очень понравилась. К счастью, сохранилось имя архитектора: Диего Санчез де Алмазан (красиво звучит, чёрт возьми! Diego Sánchez de Almazán! Но, кроме имени, википедия ничего о нём не знает.) Дата постройки 1488 год, готика.
Замечательны фигурки апостолов в окантовке ворот, каменное кружево над ними, так визуально удлиняющее строение, окно - "роза", венчающее всё это великолепие...
Третье чудо - готическая молельня семьи Велез. Архитектора опять в википедии не указали, не нашла и в блогах.
Зато нашла легенду, так напоминающую легенду о строительстве Собора Василия Блаженного. Обратите внимание на цепи, обвивающие часовню. Легенда гласит, что цепи были построены нищим, который хвастался маркизу Велесу, что он - нищий, но великий скульптор, и что он сделает цепи каменные в обмен на убежище. Хвастуну сказали, что он умрет, если маркизу не понравится его работа, а если понравится, то его оставят жить мирной жизнью. Когда скульптор закончил работу, все были удивлены произведением искусства, которое он создал. А скульптор по окончании решил уехать в другой город. В страхе перед тем, что он сделает что-то прекраснее созданного в Мурсии, ему отрубили руки, а язык отрубили, чтобы он никогда не мог никому сказать, как это сделать. Подлинность сомнительна, легенды кочуют из страны в страну...
Четвёртое чудо - башню (1521 - 1791 - вы уже видели. (1521 -1791гг. - это ж строилась двести семьдесят лет! Сколько поколений? Девять?). Тут википедия расстаралась, указала архитекторов для каждого уровня!
Первый уровень, выполненный Франсиско и Якобо Флорентино, - Ренессанс.
Второй, сделанный Jerónimo Quijano, имеет тот же стиль, Ренессанс, но более чистый.
Третий этаж, в стиле барокко, с основанием в стиле рококко и верхом, выполненным по рисункам Вентуры Родригеса, в стиле неоклассицизма.
На четвертом этаже расположены четыре Conjuratory. Conjuratory (перевода не нашла) - это небольшое религиозное здание, из которого проводились церемонии, чтобы благословить поля и отгородиться от бедствий, вызванных погодой. Расположенные в каждом углу, эти четыре башенки были предназначены для специальных церемоний, проводимых священниками, чтобы отгородиться от бурь. Ну, и что я поняла из этого? И что могу запомнить, кроме того, что священники пытались Крестом отогнать грозы? Эх, память моя, память...
Всё, учитель, вечно во мне сидящий, к счастью, устал...
Опять иду просто гулять по городу...
Прошли мимо здания казино, в эклектическом оформлении фасада которого видны были знакомые мотивы арт-нуво. Ночью здание плохо фотографировать: темно, улочка узкая. Хотя в реальной жизни оно и ночью смотрится великолепно.
Сначала заполненные гуляющими, туристами и местными, неширокие улицы центра постепенно пустели...
Дневная летняя жара спала, вечер тих, временами мы на улицах буквально только вдвоём с дочерью.
И вот на одной из полупустынных улиц стояла ... очередь. Не в моём, советском, понимании "очередь", где надо стоять часами за ... (вставьте, что хотите, я - в возрасте, стояла в очередях "за всем"), но в европейском (или американском), когда несколько человек стоят и покупают что-то, подождав минуты три-четыре, а не в самый момент приближения к прилавку. Моё удивление было беспредельно: за чем таким особенным можно стоять в Мурсии в одиннадцать часов вечера в четверг в историческом центре города при пустых улицах вокруг? Угадали? Нет? - Мороженое, вернее, джелато (что тоже мороженое).
Я поспорила с дочерью, что джелато делается без молока, что это фруктовое мороженое, - и проиграла. Джелато - мороженое, но в нем меньше сахара, меньше воздуха, оно менее заморожено, помягче, менее жирное, (меньше калорий, как пишут, утешая нас), но самое главное в джелато - ярко выраженный вкус добавленных фруктов! Смотрю на прилавок, выбираю, какое хочу попробовать, выбираю по картинкам, хотя некоторые слова по-испански помню, ведь я, учительница, сижу в классе, когда моих подготовишек учат испанскому, слушаю, поневоле запомнила "fresa" - клубника, "limon" - и переводить не надо... Да и для туристов поставлены картинки, всё понятно. Один фрукт на картинке кажется незнакомым, как незнакомо и слово. На этикетке написано: "maracuyá".
Маракуйя?! Решив не спрашивать у Гугла, устроить себе сюрприз, взяла джелато со вкусом маракуйи...
Это была моя ошибка. Потому что теперь всё то мороженое, которое покупаю, кажется уже и будет долго казаться безвкусным! Маракуйя! Вот это вкус! Правда, оказалось, что это Passion Fruit - пассифлора съедобная, или страстоцвет съедобный, переводов множество, или даже по-русски просто маракуйя. Вот уже два месяца в разных магазинах ищу мороженое с пассифлорой (ох, красиво звучит), хожу в Баскин-Роббинс - пробую разное, нет ничего и близко к тому вкусу...
А просто надо к тому мороженому, да приложить летний тихий вечер, прогулку по городу с рекой и собором Хlll века, да в обществе дочери, и вкус станет незабываемым...
Мурсия, Мурсия, город в Испании, с собором Святой Марии, со Старым мостом, с памятником Сардинке и божественным джелато с ароматом маракуйи...
P.S. Посмотрела фотографии других блоггеров, прочла их рассказы-отчёты о Мурсии. Как различно наше восприятие одного и того же места в зависимости от человека, настроения, погоды...
А вот приедет житель Мурсии (с окраины, там дома типа хрущоб) к нам в Лос-Анжелес в отпуск весной, погуляет на побережье океана в Малибу, съездит в музей Нортона Саймона, потом в Гетти, сходит в ресторан... Да всё это на отдыхе, в отпуске, с любимым человеком - и напишет пост, завидуя мне, а я в это время буду "пахать" на работе! Нет, нет, я на свою жизнь не жалуюсь, она у меня исключительно счастливая, просто, работа не отдых...
Нечестно устроена жизнь, я написала: "танго из кино с Ал Пачино", помня только имя актёра, сыгравшего главную роль. Нашла в интернете: танго "Por una cabeza", звучавшee в кинофильме "Запах женщины" - одно из самых популярных танго Карлоса Гардела (Carlos Gardel) - музыка, слова Альфредо Ле Пера (Alfredo Le Pera), написано в 1935.
Комментариев нет:
Отправить комментарий