"А был ли мальчик", или Попытка примирения с Сальвадором Дали.
Это второй рассказ. Рассказ первый читайте здесь: Сальвадор Дали, или Голый король.https://leonak1.blogspot.com/2019/08/blog-post_18.html
После посещения музея Сальвадора Дали в Фигерасе всё было понятно и однозначно: Позёр. Обманщик. Да, талантлив, но поставил своё "я" выше искусства. Всё в голове уложилось, собственное мнение сформировалось.
И было однозначно до тех пор, пока мы там же не пришли в музей-выставку украшений, сделанных по эскизам Сальвадора Дали. (Выставка украшений находится в "Башне Галатеи" - той башне с яйцами на крыше, находящейся рядом с музеем-театром, но считающейся самостоятельной выставкой.) Поднимаемся на второй этаж, оказываемся в тёмной комнате с ярко освещёнными витринами с обеих сторон и тут...
И тут я увидела украшения, созданные по эскизам Сальвадора Дали... И вот тут моё мнение о художнике раскололось надвое. Неприятие творчества, художественных работ как-то ушло в сторону, уступив удивлению: неужели мне это нравится? (А ведь мне это нравится!) Неужели женщина, во мне пожизненно сидящая, прощает все грехи: самомнение, самолюбование, - за внимание к ней, женщине, и за желание художника украсить нашу женскую жизнь и нас самих? Неужели я, с детства впитавшая, что мы, женщины, должны быть умными (не то, чтобы с годами моё мнение изменилось, но жизнь внесла в это утверждение свои поправки), готова пересмотреть свою точку зрения на творчество человека лишь потому, что он делал что-то, с точки зрения жизни большинства людей совершенно бесполезное... (хотя это ещё как сказать!) .... А рассмотрите его работы вместе со мной, может, и вам что-то понравится...
Каждое украшение - это Дали, с его экстравагантностью и нестандартностью. Броши, кольца, колье - не просто броши, кольца, колье, а руки, глаза, губы, улитки, корсеты...
Любой предмет может превратиться в украшение, и каждое кричит: "Я работа Дали!" (Дали, кстати, кажется, первым стал подписывать ювелирные работы не на внутренней стороне, а на внешней, считая своё авторство, свою подпись тоже "украшением".) Самореклама здесь кажется более уместной. Ведь надевая эти кольца и броши, мы делаем то же самое, уже мы хотим показать: посмотрите на меня, как я красива с этими серёжками, как оригинально я на мне это платье с брошью, какой исключительно дорогой золотой браслет на моей руке... А я с таким негодованием осуждала самолюбование Дали, да мы с ним одной крови! "Мы с тобой одной крови!" Хотя, если честно, не совсем...)
Вместе с тем, драгоценности здесь - это отражение женского существа, а не только отражение мира художника. Вот чувственные гранатовые губы с жемчугом зубов (правда, это уже за века избитое в литературе выражение). Жемчуг бы чуть-чуть поменьше, полузакрыть его гранатом, чуть смягчить бы в улыбке...
(Брошь"Рубиновые губы", 1952.)
А вот это брошь быстротекущего женского времени, исчезающей молодости и красоты нашей...
(Правда, у Дали брошь названа "Постоянство пямяти", как наиболее известная его картина 1931 года, с которой и сделан в 1949 году рисунок для броши-часов.)
А, может, это олицетворение женского гибкого изящества?
Женской мягкости?
Или женского непостоянства?
А вот гранатово-медовое выражение любви (первого периода, первого периода, ухажёрского)...
Брошь "Медовое сердце", 1949.
А какое обволакивающее внимание к женщинам! А как всё дорого! - И как всё бесполезно... Но, рассматривая всё это, дорогое и бесполезное, забываешь про стоимость, перестаёшь думать о "золоте и бриллиантах", просто получаешь удовольствие, рассматривая...
Носить такие в обычной жизни невозможно: на работу? - женщины, носящие подобные украшения, не работают...
(Браслет "Древо жизни", 1953)
Надеть такое в театр? - вся публика перестанет смотреть на сцену... (Ожерелье "Падший ангел", 1963, с механизмом: ангел взмахивает крыльями. Из всех украшений оно мне понравилось больше всего, а вам нравится?)
Носить такие обычным женщинам невозможно: надо быть слишком красивой, чтобы украшение не подавляло, чтобы оно помогало создать твой образ, было аксессуаром, чтобы женщина сияла в обрамлении подобного колье, а не служила манекеном для показа. (Ожерелье "Дерево жизни", 1949.)
Многие ли актрисы могут похвастаться подобной внешностью? Хватит пальцев одной руки... Почему актрисы? Да потому, что, выходя в свет украшенной чем-то из коллекции, надо "играть", надо создавать образ, надо совпадать по стилю... И платье должно быть экстравагантным и внешность должна соответствовать...
Носить подобные украшения невозможно априори: не хотите же вы ходить с личным телохранителем! (Ну, это если вы уже не ходите с телохранителем...) Ведь есть на свете сумасшедшие, готовые лишить человека жизни, чтобы завладеть драгоценностями...
Мне нравится? - Да. Не всё одинаково, не всё нравится в равной степени, но нравится.
Вот "Дафна", 1967 год. (Кратко напоминаю греческий миф: давшая обет целомудрия Дафна, преследуемая Аполлоном, взмолилась к родителям с просьбой изменить её облик, и была обращена в лавр. Лавровое дерево стало священным для Аполлона. Когда варите суп, кидаете в кастрюльку лавровый лист, - вспоминайте. Смеюсь, конечно, а что, нельзя? Ладно, ладно, постараюсь быть серьёзной.)
Дочь была очарована цветком.
("Цветок жизни", 1959).
Мне тоже: контраст золота и бриллиантов с зеленью огромного необработанного малахита поражает. А вас он радует?
Механизм приводит в движение оба цветка, цветы способны "открываться-закрываться", но об этом только прочла: в день нашего посещения они были неподвижны.
И эти лепестки-руки! Они олицетворение движения!
(Мне кажется, что одна из рук показывает нам средний палец? Или это в самом деле так? На фотографии справа - тёмная рука на первом плане. Присмотритесь... От Дали всего можно ожидать!) И почему-то хочется всё время пересчитывать пальцы: то кажется, что слишком много, то не хватает... Всё равно впечатляет. Красиво.
Неожиданно для себя самой пришла в восторг от этого нелепого слона на длинных ножках мухи... (или какого-то другого насекомого? Ах, да, извините, помню: слон на ножках комара!) - любимый образ Дали: "космический слон". Символ богатства, кажется. И хрупкости, неустойчивости любого благосостояния. (Ну, конечно, как этому украшению из золота с драгоценными камнями и именем Дали не служить символом богатства! Поставьте такое у себя дома! Хотя, перед тем как ставить, справьтесь о страховке...)
Кстати, о стоимости: купленные первоначально американским миллионером, перешли к миллионеру саудовскому, потом побывали в Японии до того, как были выкуплены за пять с половиной миллионов евро и вернулись на родину Дали, в Фигерас, в 1999 году.
Хотя не в стиле королевы Англии (посмотрела в интернете её украшения, могу только звуки издавать по этому поводу: а-а-а-а...)
А как вы определите стиль украшений Сальвадора Дали? Сюрреализм? Для украшений это как-то не подходит. Если бы меня спросили лет тридцать назад - сказала бы: китч. (Это "Лебединое озеро", 1959. Дань русскому происхождению Гала. Посмотрите на левую фотографию. Мне "лебедь" не нравится. Крылья общипанные... то ли культя руки, то ли грудь... хвост русалочий с рыбой... Не озеро это, и не лебединое. Изящества не хватает. Дух не тот.)
Китч? - Теперь не знаю, человечество и в этой области, в области китча, ушло так далеко вперёд. Если выйдете в интернете на один из сайтов, который специализируется на продаже "современных украшений Сальвадора Дали" - то вот там китч. Размноженный, растиражированный, абсолютная подделка, безвкусица и дешёвка. Невозможно представить себе женщину, которая согласилась бы носить подобные "украшения" даже за бесплатно. (А ведь если продают - значит кто-то покупает. Уровень массового понимания красивого опустился до китча.)
То, что сделал сам Дали, по меньшей мере оригинально. Вот посмотрите на "Глаз". (Брошь-часы "Глаз времени", 1949).
Носить невозможно, грубовато, явление пограничное между китчем и искусством... Нашла... кажется, нашла для себя название для несоединимых понятий: артистический китч Дали.
К некоторым изделиям, честно говоря, не знаю, как относиться. Вот "Паук ночи", 1962.
Вам нравится?
А это "Дельфины и русалки", 1969. Дельфины какие-то зубасто-агрессивные, а коралловые русалки уж очень контрастируют по цвету со всем остальным...
"Гроздья бессмертия", 1959. Понравилась и идея, и свежая кисть винограда - сочетание золота с фиолетовыми аметистами, и изумруды листьев на фоне дымчатого кварца... Вот только те золотые черепа (на верху виноградной кисти) - как напоминание о конечности и быстротечности жизни - ну никак не сочетаются для меня ни с идеей бессмертия, ни с общим настроением украшения.
И если о Дали написаны сотни книг, только набери имя в интернете - и выскочит информация на нескольких десятках страниц, то о ювелире, кроме имени, неизвестно практически ничего. Даже имя Дали не терпит ничьего присутствия рядом, вытесняя всех из пространства известности. Всё, что нашла о ювелире, это из статьи в статью повторяемое: аргентинец, уроженец Буэнос-Айреса, Алемани в 1930-е годы гастролировал в Латинской Америке, Европе и Соединённых Штатах; был дирижёром оркестра, исполнявшего модное тогда танго. Что заставило его переехать в Нью-Йорк и изучать там в сороковые годы ювелирное дело? Почему он решил сотрудничать с Сальвадором Дали в пятидесятые и воплотил 37 эскизов при жизни художника, сотрудничая с ним до 1971 года? - Ответов я не нашла. Если вы более удачливы, напишите в комментариях. Просто интересно. Попалась информация, что Алемани работал не один, он то ли был владельцем ювелирной фирмы, то ли сотрудничал с другими ювелирами. Многие украшения, сделанные Алемани по эскизам Сальвадора Дали, (встретила цифру 20, но за точность не ручаюсь) снабжены механизмами: сердце бьётся, бабочки машут крыльями, бриллиантовые шипы вращаются в "Кресте ангела"...
Вот вам "справедливость": найдёте информацию о ювелирных украшениях Сальвадора Дали, а кто помнит Карлоса Алемани?
Фотографировать в музее очень сложно: яркий свет от многочисленных источников, фотографирую телефоном, времени мало... Вот это божественно красивое в жизни украшение на фотографии совсем не получилось. Эх, туда бы с хорошей камерой и на часочек!
Две подвески, так похожие друг на друга, показались символичными, многозначительными. Если вдуматься, в этих украшениях многое выражено.
Слева подвеска с именами Дали-Гала. Справа анаграмма имени Сальвадора Дали - "Avida Dollars" - "жадный до долларов". (Анаграмма - перестановка букв определённого слова, что в результате даёт другое слово.)
В 1939 году Андре Бретон придумал уничижительное прозвище "Avida Dollars", анаграмму для "Salvador Dali", фонетическую визуализацию французской фразы avide à dolls, означающую "жажду долларов", что было дерзким упоминанием о растущей коммерциализации работ Дали и о том, что Дали стремился к самовыражению через славу и состояние. Так вот справа - воплощение этой анаграммы в подвеске.
А ведь точно сказано.
Украшения понравились, но для меня "примирение" с Сальвадором Дали всё-таки не состоялось: мешает та, мягко говоря, нескромность художника, самомнение, ему присущее, изменчивось взглядов, любовь к деньгам и себе в искусстве...
А вы как к нему относитесь? А к его творчеству?
P.S. И ещё несколько замечаний, мыслей, пришедших в разное время...
В своей книге "Тайная жизнь Сальвадора Дали..." он называет Гала (в переводе, между прочим, "праздник") - Галючка... Понимаю, что это, скорее всего, искажённое Галечка, Галочка, но в моём сознании при первом же прочтении "л" заменилось на "д", сыграло моё сознание злую шутку со звуковыми ассоциациями, а впоследствии возникла и ещё одна замена: начальные "Га" на "Ко"...
А коллекцию украшений начал создавать он в Америке в 1941 году... Ваши ассоциации?
О политических взглядах читайте сами в интернете. Сначала сюрреалист с прокоммунистической ориентацией, потом поклонник генерала Франко, потом верноподданный короля Испании Хуана-Карлоса Первого... Всегда искренний - что ему притворяться, ведь был уже богат - искренно восхищался власть имущими и чувствовал себя более значительным при приближении к Власти. От комментариев воздержусь.
Аманда Лир (Amanda Lear) - манекенщица, певица, бывшая в течение шестнадцати лет другом, конфидантом, протеже Сальвадора Дали (с 1965 года) - жива, поищите её ролики в ютюбе, я нашла несколько, включая запись 2017 года... Странно: Дали кажется давно создавшим свой сюрреализм и давно ушедшим, а она до сих пор поёт...
Рождённый в 1904 году, проживший 85 лет, Сальвадор Дали был моим СОВРЕМЕННИКОМ. Когда он скончался, мне уже было больше тридцати...
Талант был. Был, был тот мальчик! Только продал он свой талант, променял... И ведь даже не себя любил, а образ, который создал, славу и деньги. Славу и Деньги с большой буквы. И украшения - тоже тому подтверждение.
Вот тут немного информации о жизни, есть репродукции картин... Если хотите проверить своё отношение к Сальвадору Дали, читайте:
http://www.mir-dali.ru/
P.P.S.
Да, ещё забыла! Моя дочь обнаружила, что так понравившееся ей кольцо, которое она недавно купила, кольцо с золотой "слезинкой" - плагиат, идея взята у Дали, смотрите сами. Похожая "слезинка" на "Медовом сердце", "Глазе времени", а , может, и на других украшениях, созданных первоначально по его эскизам, а теперь растиражированных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий