вторник, 5 ноября 2019 г.

"По улице ходила большая крокодила", или Кафедральный собор в Севилье.





"По улице ходила большая крокодила", или Кафедральный собор в Севилье.








Кафедральный собор в Севилье, да, да, тот самый, где похоронен Колумб, посетили после Кордобы, так что перестроенный из мечети храм показался знакомым.Тот же стиль мудехар, от бывшей мечети, перестроенная из минарета колокольня... То же потрясающее соседство готики, ренессанса, барокко... 

-А при чём тут крокодила? 
-Подождите. По правилам жанра, самое интересное - в конце. Сначала займёмся самообразованием.

Первое, что и где: 
кафедральный собор в Севилье - Санта Мария де ла Седе (собор Святой Марии Моря). Севилья, Андалусия, Испания.

Второе, когда: 
Халиф Абу Якуб Юсуф приказал построить мечеть для города в 1172 году. Новая грандиозная мечеть на южном конце Севильи начала действовать в 1182 году, но строение завершилось лишь в 1198 году. Площадь мечети - 15 000 кв. метров. Севилья завоёвана Фердинандом lll в 1248 году (Реконкиста), мечеть освящена, и мечеть-католический собор подвергся незначительным перестройкам до 1401 года, когда было решено превратить её в самый большой католический собор, тем самым показав благосостояние города.

Строили собор а 1434 по 1506 год, но через пять лет после этого обрушился купол, перестраивали 1511-1517. Купол обрушился и после землетрясения в 1888 году, восстанавливали собор вплоть до 1903 года.


Третье, что там смотреть: 
ходить - не переходить, смотреть -  не пересмотреть. Расскажу, что понравилось мне.
Одно из самых интересных - колокольня - Хиральда. Когда думаете, что в нашем веке мы что-то построили - посмотрите на бывший узорчатый минарет, напомню - Хll век, перестроенный в высоченную колокольню, напомню - ХVl век, увенчанную статуей Веры - символом торжества христианства - с флюгером. И - по флюгеру - дали колокольне имя Хиральда. Конечно, меня поразила её удивительная стройность и высота, цифр я хронически не запоминаю, так что открываю википедию, читаю ... 

(!!! Скоро, если не существует уже, будут говорить "врёт, как википедия". Не верите? - Вот информация, как говорится, сходу из разных статей.)



"The total height of the Giralda tower from the ground to the weather vane is 104.5 meters (343 ft)."   Seville Cathedral (From Wikipedia, the free encyclopedia)

"Рядом находится так называемая Хиральда — колокольня высотой 114 метров с богатыми узорами и орнаментами, вместившая 22 гармонично настроенных колокола. Была построена как минарет в 1196 году Абу Юсуфом Якубом, высота её составляла 82 метра. 32-метровую надстройку добавили в 1568 году." (Севильский кафедральный собор. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.)



"Хира́льда (исп. Giralda - «флюгер») - достопримечательность, символ Севильи, четырёхугольная башня, поднимающаяся над Севильским кафедральным собором. Высота башни составляет около 98 м.
... 
В 1568 году кордовский архитектор Эрман Руис достроил башню в стиле испанского Ренессанса, добавив новую квадратную в плане звонницу, увенчанную тремя последовательно уменьшающими ярусами «фонарей». Верхний заканчивается стоящей на шаре четырёхметровой бронзовой статуей Веры со знаменем в руках, которая находится на высоте 83 метра..." (Хиральда. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.)

Обратили внимание, автор последней русской статьи с математикой вообще не в ладах: сначала указал, что высота башни 98 метров, чуть позже, что статуя высотой 4 метра находится на башне на высоте 83 метра... это как? 83+4=87, так как же с высотой башни 98 метров?

Кто-то из историков это проверял?  В каком веке живём? До сих пор не измерили? Размеры в старых книгах утеряны, а как это сделать, забыто?... Учителя, экскурсоводы, просто любители истории, где вы? Ребята, кто едет на экскурсию, измерьте, наконец!! (Шучу, конечно, но не мешало бы...) Ладно, посмеялись. А башня красивая.

- Да, что вы всё с датами, башнями... А где же крокодила?!!
-Подождите, пожалуйста! Мне там так понравился алтарь!
 


Алтарь - Retablo Mayor - отгорожен от туристов и молящихся железной решёткой, что сама по себе произведение искусства (отлита в период 1518-1532 гг.) Интересно, она отделяет только туристов от алтаря (мы были в соборе в туристические часы) и её открывают для молящихся, хотя бы по большим праздникам, или решётка всегда закрыта? Наверно, всегда закрыта, в целях безопасности. (А то увезём по кусочку в разные страны "на память"...)

Все мы, туристы, делали фотографии, просунув руки через решётку.  Впечатляет...    
   Говорят, что первое золото, привезённое Христофором Колумбом, пустили на украшение собора. Только на позолоту алтаря ушло три тонны, ведь он - крупнейший в мире. Алтарь состоит из тридцати шести позолоченных резных панелей, на которых изображены сцены из Ветхого завета, рассказывающие о жизни Иисуса Христа. 
 



В центральной части - скульптура сидящей Святой Марии де ла Сьеде, покровительницы кафедрального собора. Господи, посмотрите, какая работа: это же не только придумать надо, но и вырезать из дерева, расписать, позолотить, установить! ... Большинство скульптур алтаря сделаны фламандским ремесленником Пьерром Данкартом, который посвятил этому 44 года жизни, начав работу в 1482 году. (Грустно, наверно, уходить из жизни, зная, что работа, тобой начатая, грандиозна, и одной жизни не хватит, чтобы её закончить...) Алтарь был завершён другими мастерами только в 1564 году. 




Размеры алтаря нашла на сайте какого-то  турагенства: 27,8 x 18,20 метров. Но цифры мне как-то ничего не говорят и вам ничего не скажут, кроме того, что алтарь большой.
Чтобы представить себе размеры, обратите внимание на человека, сидящего слева (он , как мне показалось, чистил серебро), сопоставьте...


Кстати, резьбы по дереву в соборе много: это и алтари, и два органа, и места для хора, и двери, и перегородки...
 
Нашла имена мастеров-краснодеревщиков. Дуке Корнехо - автор скульптур, что украшают деревянные ящики, в которых спрятаны трубы органов.







Между органами, в центральной части собора, напротив алтаря находятся хоры красоты необыкновенной. Опять-таки отгороженные от публики решёткой. 




 






Там, пишут, 117 стульев резных из дуба с инкрустациями и вставками из других видов древесины. Сделаны они испанским мастером Руфо Санчесом в 1475 году (наверняка, мастерская была, с мастерами и подмастерьями.)










Сколько мастеров трудилось, чтобы создать всё это! А как сложно поддерживать это на уровне в течение нескольких веков! Сколько нужно работающих, чтобы вытереть пыль? Хотя бы раз в год... А надо ещё обрабатывать дерево, чтобы не портилось, реставрировать картины...



-Тоже мне, пишешь рассказы! Сразу видна домохозяйка: пыль какая-то тебя волнует, да кто её как вытирает! Да, много работы было и есть, нашла, о чём писать! А где же крокодила?!! 
-Да говорю вам, конфетки-печенье - на сладкое, после обеда. Там ещё столько всего... Ну, хоть картинки посмотрите...











                 
                         "Ангел-хранитель"  Эстебанa Бартоломе Мурильо

               "Видение Святого Антония Падуанского" Эстебанa Бартоломе Мурильо 


Серебряная дарохранительница весом 300 килограмм, раз в году она участвует в процессии на улицах Севильи в день праздника Тела и Крови Христова. (Главная ризница собора.)





Овальный зал заседаний севильской Епархии потрясающе красив. Ренессанс в Испании, ХVl век. Картины наверху работы Эстебана Бартоломе Мурильо.


-Крокодила!!!
-Ну, подожди, кисонька, ну ещё капельку...

Там видела золотую корону - корону Девы Марии де лос Рейeс, украшенную камнями драгоценными и фигурками ангелов, тело одного из ангелов сделано из цельной, необработанной жемчужины, имеющей как бы форму человеческого тела. Это вторая по размеру жемчужина на земле.






















-Крокодила хочу!!! Если не расскажешь про крокодила - читать больше не буду! 
-Хорошо, хорошо, обещанная "крокодила"...




Остается только ожидать, что такой старый город, как Севилья, который в разное время имел тесные связи со многими другими частями света, сохранил из прошлого свою справедливую долю необычных объектов. Один из таких - Лагарто (Lagarto), в переводе - ящерица. На самом деле это - чучело крокодила, которое  висит под потолком в углу Двора Апельсинов рядом с Севильским собором. Этот крокодил-"ящерица" дал название Воротам Ящерицы. Несмотря на размер и расположение, его на удивление легко пропустить, если вы о нём не знаете и его не ищете. И мы его и не искали бы, вот только наш гид остановила нас, рассказать историю. 
И вот стоим мы под крокодилом, глазея и рты разинув, слушаем...

Вот та история... (Ну-у-у-у, в слегка вольном пересказе...)


Когда-то (в средние века) жил да был король по имени Альфонсо Х... (Это что же, до него этих Альфонсо уже было девять, если он десятый?! Плодились короли, как мухи, извините, или имён им не хватало? А, может, имя было королевское, счастливое?! Ну, ладно, ладно, не важно, скоро про крокодилу, скоро...) Так жил да был тот король Альфонсо, правил королевством Кастильей. Правил по наследству: его отец, Фердинанд III (тоже не первый?!) завоевал Севилью у Мавров... (Это было до вас, в тринадцатом веке...) Так вот, завоевал папа Севилью и сделал её столицей королевства, но скончался, и унаследовал Альфонсо от папы королевство Кастилью со столицей Севильей в 1252 году. (Это что же, завоевать-то завоевал, а пожил-поправил только четыре года?! Ну, ладно, жалко, конечно, папу, но не важно...) А дали тому сыну, Альфонсо, прозвище Мудрец, из-за его любви к обучению (да правду сказать, любил он обучение-то только эзотерическое). 

А была у того Альфонсо прекрасная дочь по имени Беренгуэла. (Ну, портретов-то не сохранилось, была ли она красивой или безобразной, страшной, как крокодила, кто ж теперь узнает, но мы знаем, откуда - не спрашивайте, но знаем достоверно, что она была незаконнорожденной, такое не забывается и в поколениях!) И вот эмир Египта пожелал её руки в браке... (Ну, всё-таки, видимо, была красива, а то чего ж ему жениться! А, может, на место её папы метил? Воевать-то не хотел и решил земли прихватить тихой сапою... ) И отправил эмир в Севилью посольство великолепное с подарками богатыми для короля и принцессы. Да подарками не только богатыми, а экзотическими, удивить всех хотел щедростью своею и диковиной невиданной из страны своей заморской: среди подарков этих крокодила была живая. А размером та крокодила была суще огромна, и удивила эта крокодила всё население Севильи, поразила испанцев страшнотой своей и размерами.
Слышала я, что жила та крокодила при дворе Альфонсо долго и счастливо и даже перешла в христианство...(враги наши клевещут, что томилась та крокодила в плену и скончалась от горя!) Сняли с мёртвого зверя шкуру, вырубили тело крокодилье из целого дерева, натянули шкуру и повесили в углу Двора Апельсинов: любуйтесь люди христианские на зверя заморского... (А эмиру-то девушка и не досталась: крокодила не помогла. И зачем животину замучали...)
А, может, узнал Мудрец Альфонсо в простом крокодиле Бога Египетского - Собеха. Древний Бог тот силой обладай недюжинной, отвечал Бог тот за плодородие, связан связью кровною с Нилом был, рекой важною и могучею. А ещё Собех тот, грозный Бог египетский, ужас наводил на люд простой: пожирал он души человеческие, что не вынесли суда грозного Бога главного, Бога важного, господина земли Египетской Осириса. А ещё крокодила та сберегала от сглаза злющего и от порчи насланной нечистью поганой. 
И повесил Альфонсо Мудрый крокодилу ту над воротами, оградить хотел-позаботиться, чтобы силы зла из болот не повылазили, христианским душам жизни не попортили...
 А вы думали, что "По улице ходила большая крокодила" - так себе, русский фольклор начала ХХ века...

P.S. Замучала? Или ничего, понравилась "сказка"? Ох, от селфи не удержаться...




Комментариев нет:

Отправить комментарий