четверг, 13 июля 2023 г.

Скульптуры в Пуэро-Вальярта.


Скульптуры в Пуэро-Вальярта.


Из серии "Посмотрите фотографии". Рассказ четвёртый.






Я не сноб. Высокомерием тоже не страдаю. Но я индивидуалист. Считаю, что я одна такая, но и вы - неповторимы. Не хорошие, не плохие - разные. И достоинства у нас разные, и недостатки не одинаковые. Не должны мы друг друга любить (любовь падает с неба, чувство не "должностное"), а вот уважать друг друга обязаны. 

Ой, расскажу сначала случай из практики. Как знаете, учу я своих подготовишек-пятилеток. Они меня испытывают "на прочность" постоянно. Дети работали за столами, иду по классу, проверяю. Вдруг вижу испуганные глаза одной из девчонок. "Что случилось?" - Ответ шёпотом: "Мисс Ирина, она (имя девочки, чуть постарше) сказала, что она вас не любит..." - "Хорошо." - "???" - глазёнки смотрят на меня почти со слезами. - "Она и не должна меня любить. Я ей не мама, я её учитель. А вот уважать друг друга мы обязаны." - Обнимает меня, шепчет, утешая: "А я вас люблю." Кстати, та, вторая, тоже потом прибежала обнять, они же просто пробуют, как далеко могут зайти, это с одной стороны, а с другой - искренно говорят то, что чувствуют в данный момент. Вот я ей работу дала: думать надо, писать надо, что она меня любить за это должна?! 

Но возвращаясь к снобизму и индивидуализму. Я хорошо отношусь ко всем странам, как к людям. Одни старше - другие моложе, одни богаче - другие беднее. Но все равны. 

Но как в отношении к людям, так и в отношении к странам, существуют определённые стереотипы, которых мне не удалось избежать. Вот Мексика... То, что вы читали, смотрели, слышали, определяет ваше представление о стране. Теперь скажите, ожидаете ли вы, что рассказывая о круизе в Мексику, рассказывая о курортном городе, я буду говорить о первоклассной, мирового уровня, современной скульптуре? Нет, вы этого не ожидали, как не ожидала увидеть это в Мексике и я, попавшись в лоно стереотипного мышления

И всё-таки, сначала фотографии и рассказ о круизе и городе, потом - бонус - скульптуры. (Можете перейти к скульптурам сразу.)

Плыву на Celebrity Solstice в Мексику, с посещением трёх городов: Пуэ́рто-Валья́рта (исп. Puerto Vallarta), Кабо-Сан-Лукас (исп. Cabo San Lucas) и Энсена́да (исп. Ensenada). 

"Ох, - скажете, - это уже четвёртый рассказ о Мексике, можно не повторять похожие фотографии, не давать одни и те же пояснения?" Можно-то можно, а вдруг кто-то читает этот единственный рассказ, а не все? А ещё фотографии моря, корабля, пожалуй, самые выигрышные, самые живописные и лучше всего улучшающие настроение. 

За кораблём в океане остаётся долгая цепочка волн, уходящих к горизонту...

Океан - это музыка: вот можно Моцарта и Баха слушать бесконечно, так и на океан можно сидеть и смотреть не отрываясь. (Или отрываясь на "поесть". Смотря на океан). 



К русскому варианту названию города Пуэро-Вальярта, как в нашем интернете, никак не могу привыкнуть. Дело в том, что произносится это как Пуэрто-Ваярта, "ll" (Vallarta) в испанском произносится, как наша "й".


Подплывали к Пуэро-Вальярта серым утром. Серым до тех пор, пока не появились первые лучи солнца.


(Что-то уж очень банально пишу, но вариантов нет.)

Бухта небольшая, зато может принять три круизных лайнера одновременно. Мы были не первыми, какой-то корабль здесь ночевал.


Подумалось, как сложно пришвартовать наше длинное, высокое, заполненное людьми судно, маневрируя в относительно небольшом пространстве. Ещё: кто-то всю ночь работал - судно шло, всю ночь готовил - поесть на корабле можно всегда, а мы спали. Спасибо работающим.



Но мысли быстро разбежались, сменившись на 
"лодки и катамараны уже в море, а людей на них не видно"...
"ой, как много ила и песка наш корабль поднимает со дна"...
"вот пролетел пеликан!"... 
"чёрная птица рыбу поймала!"...



Крупные чёрные птицы - это фрегаты, намного крупнее чаек, грациозные в полёте. (Не знала, нашла по фотографиям. Википедия: "Большой фрегат. Длина тела — 85—105 см, размах крыльев 205—230 см".)

Воздух свежий, по-морскому влажный, не только дышать, его пить можно!


  Пришвартовались.
Паспортный контроль - показать круизное удостоверение - и мы в Мексике!


До самого города надо было доехать. Такси, пять долларов с человека, - и через двадцать минут мы на главном променаде.

Это Малекон (Malecоn) - эспланада длиной в двенадцать блоков, расположенная в центре Пуэрто-Вальярта.  (Ох, кажется мало употребляемое слово попалось: эспланада, а какое звучно-красивое! Когда-то обозначавшее открытое пространство перед крепостью, чтобы затруднить незаметное приближение противникам, теперь эспланада - просто широкая улица, но ведь мы в Мексике, так что оставим.) И идёт эта эспланада вдоль океана, к которому можно спуститься.



С одной стороны океан безбрежный, с другой стороны вдалеке видны дома вокруг бухты, куда приплыли.


И одинокая лодка с необычными пассажирами...

Рассмотрите поближе...

Цапля белая.
Гуляет себе. И на цаплю никто внимания не обращает.

Два пеликана. Один сидит вдоль дорожки кафе на пляже, другой на перевёрнутой лодке. И до мужика, мимо проходящего, им нет дела, как и ему никакого дела до них.
И до меня, проходящей  - буквально! - в одном шаге, пеликану до лампочки. Сидит себе, перья чистит... Красота!
До променада от моря метров сто.
На Малеконе много кафе, ресторанов, магазинов...
Очень зелено.


А на холм уходят боковые улицы...


Вот если вы прочтёте о городе в интернете, вам там расскажут что это курорт, известный своими пляжами, ресторанами и ночной жизнью.  А для меня, после посещения, Пуэрто-Вальярта - город современной скульптуры. 
Разные, они стоят вдоль всего променада на побережье. Сколько их? - Не знаю. Расскажу о нескольких.
Неужели не нравится? Это и волна, набегающая на берег, и морская раковина, этой волной вынесенная на пляж, и женщина, из волны рождающаяся, а, может, не женщина, а русалка, вас заманивающая в бездонный водоворот пучины, или проплывающий мимо кит... Природа, образы которой бесконечны и вечны в водовороте океана.
Мне очень понравилось. И место выбрано удачно.

Справка: "Природа как мать" (исп. "La Naturaleza Como Madre") - абстрактная скульптура Адриана Рейносо (Adrian Reynoso). По мнению Fodor's, англоязычного справочника путешествий, художественное произведение изображает "волну с некоторыми человеческими характеристиками на спиральной оболочке и символизирует эволюцию нашей планеты с природой как управляющей силой".


Какие странные создания! Люди - не люди, животные - не животные, машины-роботы - не машины, не техника... Какая фантазия замысловато переплела элементы природы, фантастику, наверняка кино и компьютерные игры (не к ночи будь помянуты), и создала это! 
ЭТО.

Посмотрите на их "лапки": все разные...
А пятая точка то ли с костяшками позвоночника, то ли с помпонами застёжки клоунского балахона - неужели не насмешила?






А как вам этот позвоночник?!


Справка: "Ротонда у моря" (исп. "La rotonda del mar") - художественная инсталляция скульптора Алехандро Колунги (Alejandro Colunga). Открытое в 1996 году произведение имеет восемь бронзовых тронов, расположенных по кругу. Он родился в Гвадалахаре 11 декабря 1948 года, изучал архитектуру (между 1967 и 1971) и музыку ( 1971-1973) в Консерватории дель Эстадо де Халиско. Колунга также много изучал антропологию и языки. А вот в живописи и скульптуре Алехандро Колунга - самоучка!







Хотела бы я (хоть в чём-то) быть таким "самоучкой"!
Что бы это ни обозначало - это очень колоритно.






Поймать момент без туристов там было практически невозможно. Мне удалось сделать пару кадров, и то не всей площади с фигурами, не всей композиции, частями.


Туда бы приходить, садиться на колени к этим монстрам - и рассматривать прохожих, или книжку читать, или на море смотреть, или закаты-восходы встречать... 
Уверена, что восприятие окружающего будет меняться в зависимости от того, на чьих коленях вы сидите...


                                    *****

Даа-а-а... Скамеечка.

Вспомнился Лермонтов: 

"Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей."

Или знаменитая фраза Довлатова: "Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить: кто написал четыре миллиона доносов?" (Цифру, думаю, Довлатов взял с потолка, но вопрос остаётся вопросом.)

Вспомнилось бабушкино: "Никому, русинка, ничего не говори. И у стен есть уши."


История идёт по спирали, всё повторяется. На эту лавочку садиться не будем.   
                       *****

Эту скульптуру можно любить - или ненавидеть. Мне кажется, она никого не оставит равнодушным. Никто не знает, почему именно этот человек хочет есть камни (в этом есть какой-то тонкий смысл?, может быть, он фокусник? Или клоун?) Когда вопрос задали автору, то получили ответ, что он чувствует, что негативные эмоции подобны камням, которые мы проглатываем по жизни. Мне, если честно, очень понравились и скульптура, и объяснение: старый иллюзионист с грустным лицом пытается всем нам помочь, забирая у нас тяжёлые камни наших ошибок, неправильных решений, говоря нам, что "прошлое - в прошлом", жить надо с удовольствием, "оставьте мне проглотить ваши "камни", идите в будущее налегке"...
Справка: " Искусный пожиратель камней"(исп. "El Sutil Comepiedras", англ. "The Subtle Rock-Eater") Йонаса Гутьерреса (Jonás Gutiérrez), 2006. Живот - настоящий камень, обсидиан.
                                *****



Самая лучшая скульптура на променаде!
Дети, уходящие в будущее, и мать, старающаяся их, с одной стороны, удержать ... (Как они там, без неё, в неизвестном, непредсказуемом?! Как она здесь, одна, без них?!) ... а с другой стороны, отпускающая их в полёт! (Идите! Только будьте счастливы!)

Фотография даёт только общее представление о скульптуре, я не нашла точку съёмки, чтобы помочь вам почувствовать то, что почувствовала я там. Скульптура очень популярна у туристов.

"В поисках разума" (исп. "En busca de la razón") - скульптура 2000 года работы Серхио Бустаманте (Sergio Bustamante) "In Search of Reason" можно перевести ещё, как "в поисках смысла, истины, справедливости..." Серхио Бустаманте - мексиканский художник и скульптор. Он родился в Кульякане (Culiacan) в 1949 году и изучал архитектуру в университете Гвадалахары. У него есть свой сайт , своя галерея в Кабо Сан Люкас. Украшения, скульптуры, лампы, столы его работы можно купить в интернете.
                                 *****
Нашла высказывание скульптора: "Я пытался представить человека с распростертыми объятиями как символ открытости, положительно воспринявшего то, что мир предлагает ему с жестом счастья и наполненности жизнью, со взглядом вверх, в дождь, который не влияет на его покой, а скорее позволяет наслаждаться водой, которая падает на его тело и заставляет его чувствовать себя свободным и живым."
"Дождь" (Spanish: "Lluvia") - скульптура Джовиана (Jovian). Информации в интернете о скульпторе нет совсем. Сказано, что статую, ценой 60 000 долларов, высотой в три с половиной метра и весом в шестьсот пятьдесят килограммов, городу подарила галерея Корсика (Galería Corsica). 
                       *****

Статуя Пасхаля Байлона (Paschal Baylón) - скульптура работы Рамиза Барке. (Из истории Мексики, Пасхаль Байлон - испанский католик-мирянин, канонизирован).
                                







                                  

                                     ****
Подумала, что это памятник защитникам Второй Мировой войны - противокорабельные мины. Как наш опыт влияет на наше восприятие объектов! 
А это морские ежи!
Справка:  Марица Васкес (Maritza "Blu" Vazquez, 1963 года рождения) - художник, базирующийся в Гвадалахаре, Мексика, и Сан-Антонио, штат Техас. Она заядлая ныряльщица и черпает вдохновение для своих работ из исследований морской жизни. В работах использует широкий спектр материалов для изучения абстрактных форм. Много персональных выставок, одну из работ продали на Sotheby's.
"Erizados" (в переводе с испанского "покрытые колючками") - сварная стальная скульптура 2006 года её работы. Работа изображает двух морских ежей и изначально была построена из более тонкого материала, который не выдержал стихии.
А вы что в этом увидели?
Как памятник - не восхищает, повторю, что у меня другие жизненные ассоциации, но уважаю женщину, сумевшую пробиться в мужском мире ныряльщиков и художников.
                      *****


"Тысячелетие" Матиса Лидиса (Mathís Lídice), 2001 год. 
У основания двойная спираль ДНК, показывающая, что люди эволюционировали из моря рядом с осьминогами, рыбами, лягушками и ящерицами. Далее следует Карл Великий, несущий меч, король франков, затем доколумбовый поэт-царь Незауалькойотль. А будущее представляет женщина, выпускающая голубя мира.
Мне не понравилась. И стоит в центре, и идея автора понятна, а эмоций у меня никаких не вызвала.
                            *****
Самая первая скульптура, установленная на променаде, была "Мальчик на морском коньке" (исп. "Caballero del Mar") Рафаэля Самаррипы (Rafael Zamarripa), 1976 год. Она стала символом города.


Справка:  Рафаэль Самаррипа Кастаньеда (Rafael Zamarripa Castañeda, родился 8 февраля 1942) - мексиканский живописец, скульптор, дизайнер, танцовщик и хореограф, создал этот памятник, ставший впоследствии символом города, в свои восемнадцать лет! В восемнадцать лет! Сам ещё был мальчиком!
                                   *****
"Единорог удачи" (исп. "Unicornio de la Buena Fortuna" , англ."Unicorn of Good Fortune") Анибала Рибелинга (Aníbal Riebeling), 2011  
Одна из самых популярных скульптур. Туристы так любили забираться на спину единорога, что администрации города пришлось поднять скульптуру на высокий пьедестал.
P.S.
Как замечательно, поездка в Пуэрто-Вальярту восстановила мою веру в современную скульптуру, почти потерянную после "Комка глины" Урса Фишера (и других его работ). Искусство должно вызывать дискуссии, может нравиться или не нравиться, но всё-таки должно быть искусством. Не согласны?

Вы устали меня слушать? - Думаю, да. Пойдёмте на перерыв, попьём чайку, посмотрим детектив или что вам интересно, а потом я допишу про Пуэро-Вальярта, а вы дочитаете...

Комментариев нет:

Отправить комментарий