В поисках своего отношения...
Вот вы едете в музей.
(Это уже абсолютно замечательно, если вы едете в музей!)
Хорошо, если уже там были, едете во второй (третий, четвёрный... не помню, какой по счёту) раз. У меня есть такие музеи, где бываю регулярно, то сама, то с друзьями, то на выставку... А если вы в музее впервые, а если предметы искусства, там представленные, не относятся к вашей культуре? Если это не привычные, не знакомые с детства, не связанные с вашей литературой, живописью, прикладным искусством экспонаты?
Показываю вам экспозицию Азиатско-Тихоокеанского музея. Не всю, конечно. Или то, что понравилось, или то, что показалось интересным. Пока пишу, разбираю фотографии, попробую решить, как к музею отношусь. А вы судите сами, потратили бы вы свой выходной на посещение, или бы лучше дома поспали (книгу почитали, телевизор посмотрели, полы помыли, обед приготовили... - выбирайте, что вам больше подходит).
О верхнем фото умолчим, вот тут чувствую свою другую культуру, возраст и консервативность.
(На фото справа.) Ожерелье необычно, сделанное из многочисленных "косичек", сплетённых из человеческих волос, и зуба кашалота, оно скреплено завязками из кокосового волокна и ткани. Такиое ожерелье носил бы представитель вождей. (Бр-р-р... как-то было не очень приятно. Хотя и любопытно. Там миллион косичек! Они тонюсенькие-тонюсенькие... Сколько времени плести?! А волосы отрезали, а потом плели? - Неудобно. Значит плели - отрезали - соединяли в ожерелье. Не знаю, почему возникло чувство отторжения, почему об этом задумалась, ведь мы парики носим - и ни о чём при этом не размышляем: у нас так принято, удобно, считается красиво...)
(На фото слева.) Часть каноэ, расписная, резная, деревянная, скорее всего, была вырезана из одного куска дерева. Каноэ использовались в основном для транспортировки и рыболовных экспедиций, а иногда и во время войны.
Одним из наиболее важных видов искусства на островах Тихого океана было создание масок. Маски из Миланезии являются наиболее изученными. Высоко ценимые, они использовались в основном мужчинами во время религиозных и родовых церемоний, и считалось, что те, кто их носил, обладают силой превращаться в сверхъестественных духов и предков. Некоторые маски были созданы для украшения тотемов и каноэ. Эти маски из Новой Гвинеи.
В этой скульптуре с замысловатой резьбой изображен Вишну верхом на Гаруде. Вишну — защитник индуистской вселенной и очень популярен во всем индуистском мире, отчасти из-за двух его аватаров: Рамы и Кришны. Он также тесно связан с королевской властью: обе фигуры с коронами и украшениями. Гаруда — свирепая птица, часто изображаемая с человеческим телом, с крыльями и птичьим "лицом". Эта скульптура, вероятно, служила украшением Королевского дворца. Бали, Индонезия. (Мне понравилась резьба. Вам нравится?)
Эта скульптура представляет Будду в касании Земли, чтобы призвать Мать-Землю засвидетельствовать его Просветление и победу над невежеством. Большие скульптуры Будды, как этот исключительный пример, часто дарят храмам, чтобы обеспечить себе лучшую реинкарнацию, а также положительную карму в этой жизни.
Коронованный Будда, 18 век. Лакированное дерево с позолотой.
Вот просто смотрю. А это позолоченная бронза:
1)Тибет, XVll -XVlll век. 2) Непал, XVl -XVll век. 3) Тибет, XVll- XVlll век. 4) Тибет, Xlll -XlV век.
Вот вы просто прочли Xlll-XlV век... Оцените качество работы. Сколько мастеров в наше время могут создать подобное? Думаю, что хватит пальцев одной руки.
Эта статуя изображает Ботисаттву(не знаю, гуглите сами) в позе отца-матери, мужская фигура олицетворяет сострадание, женская - мудрость. (Ура! В нас, женщинах, начало мудрости! Ой, не хочу никого обидеть, и не шучу, просто радуюсь... В наше время побоишься комментарии делать.) Возвращаясь к серьёзности... Таким образом, поза объятия символизирует союз сострадания и мудрости. Внутри фигура полая, КТ сканирование показывает бумагу внутри, возможно, священный текст или мантры, которые священник должен был вставить на церемонии освящения, чтобы благословить статую.
"Хонг" (Тайланд, также называемый на санскрите "хамса" - улыбнулись?) - это мифическая птица, связанная как с индуизмом, так и с буддизмом. В индуистских верованиях Таиланда она особенно известна как перевозчик Брахмы. "Хонг" является частью большого мира мифических животных, населяющих лес в центре буддийской вселенной. "Хонг" особенно любима за элегантность и уникальную способность летать между Землей и Небесами, она символизируют материальную отстраненность и духовную чистоту. Эту скульптуру можно было бы разместить на вершине высокого столба, держала бы птица колокольчик, лампу или флажок в клюве...
Смотрели бы мы на неё и уносились бы наши мысли в чистый мир грёз... Поэтично...
Слева: Сарайчик со свиньями. Справа: Мать и дитя. Обе статуэтки Китай, Империя Хань, 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. Глина, свинцовая глазурь. / Глина.
Ребята, этому около двух тысяч лет!! Осознайте. Каждый раз говоря "сделано в Китае", мысленно возвращайтесь к этим фигуркам (или чему-то подобному). Ой, надо остановиться с рассуждениями...
А тут в углу зала стоит лошадь. Всё тот же Китай, Империя Хань, 206 г. до н.э. - 220 г. н.э.
Явно не "наша" лошадь. Стоит и, извините, ржёт над нами: "Простояла я около двух тыщ лет, и ещё столько простою... Ха-ха... А вы тут 'ходите... ход'ите - ход'ите..." Недружелюбная лошадь, или мне только показалось?
Китай, конец XlX века, атлас. Расшитые повязки на рукава были общей чертой женских курток династии Цин (1644-1911гг). Вышивка выполнялась женщинами в самых разных техниках.
Женщины вышивкой воссоздавали сцены жизни с невероятной степенью внимания, детализации. Фигуры и мотивы на этой повязке на рукавах изображают Четыре Благородные Профессии: рыбака, лесоруба, фермера и ученого.
Я не ошиблась в употреблении заглавных букв, так было в оригинальной аннотации. Рыбак. Лесоруб. Фермер. Учёный. Четыре Благородные Профессии. Как много с тех пор воды утекло...
Назовите четыре "благородные профессии". Голову даю на отсечение, хотя она мне и самой нужна, что не назовёте среди них врачей и учителей! Ну, может, только если вы сами врачи или учителя... А о лесорубах, рыбаках, учёных и фермерах вообще молчу. Компьютерщики попадут в список каждого опрошенного...
Идём по музею дальше...
Чтобы найти существенные доказательства вклада женщин в китайское искусство и культуру, мы обращаемся к текстилю и ювелирным изделиям. Шелководство, производство шелка, ткачество, вышивка и пошив одежды были женской сферой.
От женщин ожидалось оставаться дома и сосредоточиться на домашних обязанностях, в то время как мужчина отвечал за вопросы вне дома. Такое разделение труда было глубоко связано с конфуцианскими патриархальными принципами. До 20-го века роль женщин в искусстве и культуре часто была скрыта от публики, но сохранившиеся и дошедшие до нас текстильные изделия раскрывают творческий потенциал женщин.
Предыдущие пара абзацев - не мои слова. Это приблизительный пересказ сопроводительной таблички. Я бы просто спросила: "А сколько часов надо было провести за вышивкой одной такой рубашки?" А ведь надо ещё и убрать, приготовить, накормить, за детьми смотреть...
Ох, как мне повезло! По музею ходили две женщины в одежде будто специально сшитой для его посещения! И цветовая гамма прекрасно сочеталась с экспонатами музея. И мне - удача - удалось их даже сфотографировать!
Так и хотелось спросить: "Не хотите ли задонатить свои пальто, не могли бы вы подарить их музею для современной экспозиции? Как наглядную связь времён?"
***
Как я поняла, это "Три богини", резьба на экспорт, слоновая кость, XX век, но изображена одна богиня. У каждой из фигурок определённый атрибут, например, ваза со святой водой для облегчения страданий, или ветка ивы, которая гнется, но не ломается, etc.
Перевожу кусочек из музейных объяснений.
Слоновая кость использовалась в качестве материала для резьбы в Китае со времен династии Шан-Инь (1600- 1046 г. до н.э.), когда слоны все еще бродили по китайской сельской местности. Во время правления династии Цин (1644 -1911) Пекин и Гуанчжоу стали центрами китайской резьбы по слоновой кости. Мастерские в этих двух городах производили широкий спектр замысловатых резных изделий из слоновой кости, включая скульптуры религиозных и популярных деятелей, сделанные на экспорт. Поскольку популяция слонов в Африке и Азии сократилась, международное давление усилилось, чтобы остановить экспорт слоновой кости во всем мире, и в 2017 году Китай запретил коммерческую обработку и продажу слоновой кости.
***
Утага́ва Хиро́сигэ, Япония (1797–1858 гг). "Фудзи, поднимающаяся сквозь пунцовое небо ввысь."
"Фудзи, возвышающаяся над темными предгорьями на фоне небесного багрового заката."
Там целая линия его работ, Фудзи с этой стороны, Фудзи с той стороны, такая, другая... В музее работы меня не впечатлили.
Утага́ва Хиро́сигэ был мастером цветной ксилографии, статьи о нём в интернете довольно интересные; работы, представленные в статьях, понравились своеобразной нежностью и элегантностью.
Япония, 18 век, железо, лак, шелк, золото, серебро и кожа.
Комплект доспехов и шлем принадлежал самураю периода Эдо (1603-1868). Самураи - наследственный класс воинов Японии, обычно прикрепленный к определенному клану и его лорду. Принадлежность к классу обозначала верность и самодисциплину на протяжении веков. В 1873 году император отменил класс самураев, чтобы построить призывную армию в западном стиле.
Доспехи кожаного плетения, потрясающей работы.
Это нэцкэ. К своему стыду, должна признаться , что с миниатюрной японской скульптурой была знакома не по музейным визитам, а по популярному детективу, где убийство было связано с кражей этих украшений. Теперь разобралась, что же это такое. Кимоно не имеет карманов. Что бы то ни было взять с собой - надо иметь кошелёк. Крепился этот кошелёк-контейнер к поясу, а нэцкэ - это крепление и противовес. Поэтому в этих фигурках одна или две дырочки.
Очень они причудливые, эти нэцкэ, созданные с большим воображением и мастерством...
Висят самурайские мечи... Оказалось, что первый из них - работа знаменитого мастера Хосокава Масайоши (1855; можно даже купить в интернете похожий за лишние пятнадцать тысяч долларов, если хотите на стену повесить). Кстати, ни мечи, ни доспехи самурая музею не принадлежат, а предоставлены на время для экспозиции.
Будда Амитабха, Япония, Камакура период (1185-1333 год). Дерево, лак и пигменты.
Там очень трогательная надпись, что статуя - подарок музею, сделан Шэрон Пирс в память о ее сыне Кристофере Джонсоне. Комбинированный жест руки Будды - один из девяти, используемых Амитабха, чтобы приветствовать умерших в Чистой Земле. Очень изящная, какая-то воздушная статуя, наполненная умиротворением...
Сам музей мне и понравился - и нет. Понравился качеством выставленных экспонатов. Многие красоты необыкновенной. Но... (извините) ... нет стержня экспозиции. Например, если это музей китайского искусства - то разные и разнообразные предметы искусства Китая. Если Японии - то не только виды горы Фудзи и костюм самурая. Отовсюду понемногу - интересно, но не складывается единая картина.
Ой, почти забыла! Там пара залов посвящена выставке современного искусства. Искусства... Ладно, назовём это так. Представлены работы женщин, наших современниц. (Надо бы порадоваться, но...)
Вот это, например.
Избавляю себя от комментариев. Оно ещё и звуки издаёт!
Или вот это. Столы с посудой и надпись "Китайская еда".
Там к столам прикреплена табличка, что это инсталяция (sic!), чтобы мы, необразованные, понимали, и руками не трогали, и ни в коем случае не подумали, что это всё можно купить целиком или частями...
Представление об искусстве (нет, Искусстве) у меня, надо сказать, видимо, устаревшее...
Захотелось вернуться в залы с экспонатами давно минувших лет. Подумалось, что если буду в Пасадене, то всё-таки зайду не только во дворике музея посидеть, но и по музею погуляю. (В день бесплатного посещения, что каждое второе воскресенье месяца!)
А вы бы поехали?
Комментариев нет:
Отправить комментарий