суббота, 24 февраля 2024 г.

Что может одна женщина. (Продолжение рассказа об Азиатско-Тихоокеанском музее).




Что может одна женщина. 


(Продолжение рассказа об Азиатско-Тихоокеанском музее).


Я, наверно, уже говорила, что я люблю людей. (Не всех, правда, простите.) Люблю читать про судьбы, подчас удивляясь, как "обычные" люди жили "обычной" жизнью, но в обычной повседневности сумели сделась что-то, выходящее за рамки ежедневного существования. Сегодня рассказ о женщине, без которой не было бы того музея, о внутреннем дворике которого рассказала в прошлый раз.

Звали её Грейс Николсон (Grace Nicholson). Родилась она 31 декабря 1877 года в Филадельфии, огромном городе на противоположном от Калифорнии берегу, у Атлантического океана. Мать умерла родами, отец скончался, когда девочке было десять лет, она жила с дедушкой - бабушкой по отцовской линии, но в двадцать четыре года осталась уже полной сиротой. Получив скромное наследство, Грейс переехала в Калифорнию в 1901 году и вскоре после этого открыла небольшой магазин на Рэймонд-авеню в Пасадене. Я нашла её фотографии в интернете: красивая, весёлая и жизнерадостная, молодая... (Скопировать нельзя - авторские права, но внизу оставлю ссылочку.)

Нет, в свои двадцать четыре я, несмотря на уже семейный статус и трёхлетнюю дочь, была сама ещё совершенным ребёнком. Открыть свой бизнес не смогла бы ни в каком возрасте: нет той предпринимательской жилки, нет какого-то авантюризма и азарта. Люди, обладающие смелостью начать своё дело, что-то новое, у меня вызывают чувство удивления (зачем, если можно, отработав день, прийти домой и относительно не волноваться) и уважения (они могут то, что я не могу). 

В двадцать четыре пересечь страну, начать новую жизнь в Калифорнии, открыть свой бизнес - надо иметь характер. (Деньги могут помочь в жизни, но решают далеко не всё.) Грейс вложила несколько сотен долларов, которые у нее остались от наследства, переезда, открытия магазина, etc., в коллекцию корзин, сплетённых коренными жителями, украшений из бусин... Вы спросите: ну, и что? Купила девушка изделия для перепродажи в своём магазине! Подумаешь! А дело в том, что Грейс в свои двадцать с небольшим стала все больше и больше интересоваться искусством и культурой коренных американцев и часто путешествовала по западной части Соединенных Штатов, чтобы купить напрямую у ткачей и производителей корзин их изделия. Она тщательно документировала свои покупки, делала записи о технике плетения, делала фотографии, запечатлевая не только что сделано, как сделано, но и где, и кем! О её архиве пишут, что "некоторые учетные записи не могут быть продублированы сегодня ни за какую цену".

В знак признания её опыта Николсон была избрана в Американскую Антропологическую ассоциацию в 1904 году. Через три года после открытия магазина "сувениров". Ей там всего двадцать семь лет.

Но ещё за год до избрания, из-за быстро растущего бизнеса, она переехала по адресу "46 N. Los Robles" (извините, не хочется заморачиваться с переводом) - то место, которое теперь известно, как здание Грейс Николсон или Тихоокеанско-Азиатский музей.

В 1924 году Грейс Николсон наняла ведущую пасаденскую архитектурную фирму Marston, Van Pelt и Maybury, чтобы воплотить свою мечту, превратить свои идеи в безмятежно красивое и безупречно продуманное здание на авеню North Los Robles. Ей тогда сорок семь лет, и она уже увлаклась не только американским , но и азиатским искусством.

Ее иллюстрации были включены в дизайн, который тщательно следовал стилю Императорского дворца, использованному при строительстве крупных зданий в Пекине.


При постройке Грейс Николсон контролировала, чтобы каждая деталь была правильной: кровельная черепица, резьба по камню и мрамору, бронзовая и медная работа...
Импортированные непосредственно из Китая или добросовестно выполненные мастерами из Пасадены, детали соответствовали планам и фотографиям подлинных зданий в Китае.





Арочный вход является точной копией буддийской библиотеки в Пекине. Перевернутая линия крыши предназначена для того, чтобы предотвратить посадку на нее злых духов...
... в то время как антикварные керамические собаки на крыше следят за врагами.


(Ой, извините, выучила новое слово, все хочут свою образованность показать, и я тоже
! Красивое слово - флерон (анг. finials), навершие, наконечник, на столбиках оград, например.) Так вот, облачные узоры и лотосные флероны (ну, вы поняли, это те мраморные резные шишечки на столбиках лестничных оград), так лотосные флероны на балюстрадах четырёх дворовых лестниц представляют собой восхождение к просветлению и скопированы с мраморных мостов Най-чин-син-чиао. (Улыбнулись? Или всё приняли всерьёз?)

Пион - один из самых популярных цветов в Китае и популярный мотив в архитектуре. В Китае и Японии пионы означают "короли цветов" и используются в таких важных праздниках, как китайский Новый год. Известно также, что они символизируют богатство, потому что действительно долгое время только китайские императоры выращивали пионы. В Японии они олицетворяют храбрость, честь и удачу. Вот я смотрю на окна - красиво. Но это "красиво - и всё". Знающий азиатское искусство скажет, что в "пионовых" окнах здания форма цветка -"богатство" наложена на квадрат, символ мироздания.

Уже в 1925 году, когда стали прорисовываться силуэты новой постройки, престижный журнал Southland написал, что это абсолютно самое красивое здание, которым может похвастаться Пасадена. (“It is far and away the most beautiful building of which Pasadena can boast.”)

Вновь завершённое сооружение получило награду Американского института архитекторов и быстро стало местным ориентиром.

Грейс Николсон назвала своё творение "Чиа", словом, имеющим различное значение в двух культурах, особенно любимых ею. В легендах американских индейцев это слово относится к невероятно питательному семени, которое может поддерживать кого-то в течение длительных периодов времени.

Китайское значение для чиа - "священный сосуд". В статье о здании в выпуске "House Beautiful" ("Прекрасный Дом") за 1927 год говорилось, что "Чиа похожа на сон, и сны обычно неописуемы, но даже сильно преувеличенная похвала не будет отражать справедливость". (Перевела, как могла, сможете лучше - напишите: "Chia is like a dream, and dreams are usually indescribable, but even grossly exaggerated praise would do the place scant justice.")






Грейс Николсон открыла первую половину здания 11 марта 1925 года, а строительство прямоугольного открытого двора было завершено в 1929 году. Здание стало центром искусств в Пасадене.

Первый этаж состоял из галерей, в которых Грейс демонстрировала и продавала предметы искусства музейного качества, произведённые коренными американцами или восточными мастерами. Здесь были представлены работы местных , а также международно известных мастеров, её современников.


На втором этаже разместились ещё галереи, зрительный зал для выставки, обучения и лекций, а также частная квартира мисс Грейс Николсон. Как я поняла, у неё не было семьи, детей. Грейс Николсон отдала здание городу Пасадена в 1943 году для художественных и культурных целей с условием, что она сохранит свои личные комнаты до самой смерти. Она делила здание с Институтом искусств Пасадены, пока не скончалась в 1948 году.

Здание Грейс Николсон само по себе является одним из величайших сокровищ музея, являясь важным и необычным примером китайской архитектуры, это достопримечательность Пасадены и Лос-Анджелеса. 

Там ешё много что есть интересного рассказать: какие художники здесь выставлялись, какие люди здесь бывали (ну, вот хотя бы упомянуть одну: первую женщину-пилота, пересекшую Атлантический океан в полёте соло Амелию Эрхарт (Amelia Earhart. Вы самолёт её видали?! Просто в воздух подняться - уже подвиг!) Здесь были заседания отделения международной организации Zonta International, целью которой строительство лучшего будущего для женщин и девочек. (Организация существует и в наше время. А что, вы считаете, что мы достигли равенства перед законом для женщин и мужчин, и образование в мире всем равнодоступно, и ... ой, надо остановиться, не об этом сейчас речь.)

Помните, в прошлом рассказе обещала пояснить, почему музей "почти" бесплатный. Дело в том, что посещение музея - билет в пятнадцать долларов. Зато есть каждое второе воскресенье месяца, когда музей открыт для всех желающих, и, как выяснилось, в китайский новый год посещение музея обойдётся вам в цену бензина до него доехать. Если честно, в сам музей ещё раз специально не поеду, а вот если окажусь в Пасадене во второе воскресенье любого месяца, то обязательно про него вспомню и заеду посидеть во внутреннем дворике, полюбоваться рыбами-птицами-кои (вспомнилось своё же сравнение), увидеть сад без мишуры украшений и толпы народа, посидеть там тихо, подумать о своей жизни или почитать хорошую книгу, сказать спасибо людям, создавшим красивое пространство. И вспомнить Грейс Николсон, без которой ничего бы этого не случилось.

P.S.

 Портрет Грейс Николсон. Посмотрите! Красавица!


1. Zonta International


2.  Grace Nicholson


3. History. The Grace Nicholson Building



Комментариев нет:

Отправить комментарий