Что может одна женщина.
(Продолжение рассказа об Азиатско-Тихоокеанском музее).
Я, наверно, уже говорила, что я люблю людей. (Не всех, правда, простите.) Люблю читать про судьбы, подчас удивляясь, как "обычные" люди жили "обычной" жизнью, но в обычной повседневности сумели сделась что-то, выходящее за рамки ежедневного существования. Сегодня рассказ о женщине, без которой не было бы того музея, о внутреннем дворике которого рассказала в прошлый раз.
Звали её Грейс Николсон (Grace Nicholson). Родилась она 31 декабря 1877 года в Филадельфии, огромном городе на противоположном от Калифорнии берегу, у Атлантического океана. Мать умерла родами, отец скончался, когда девочке было десять лет, она жила с дедушкой - бабушкой по отцовской линии, но в двадцать четыре года осталась уже полной сиротой. Получив скромное наследство, Грейс переехала в Калифорнию в 1901 году и вскоре после этого открыла небольшой магазин на Рэймонд-авеню в Пасадене. Я нашла её фотографии в интернете: красивая, весёлая и жизнерадостная, молодая... (Скопировать нельзя - авторские права, но внизу оставлю ссылочку.)Нет, в свои двадцать четыре я, несмотря на уже семейный статус и трёхлетнюю дочь, была сама ещё совершенным ребёнком. Открыть свой бизнес не смогла бы ни в каком возрасте: нет той предпринимательской жилки, нет какого-то авантюризма и азарта. Люди, обладающие смелостью начать своё дело, что-то новое, у меня вызывают чувство удивления (зачем, если можно, отработав день, прийти домой и относительно не волноваться) и уважения (они могут то, что я не могу).
В двадцать четыре пересечь страну, начать новую жизнь в Калифорнии, открыть свой бизнес - надо иметь характер. (Деньги могут помочь в жизни, но решают далеко не всё.) Грейс вложила несколько сотен долларов, которые у нее остались от наследства, переезда, открытия магазина, etc., в коллекцию корзин, сплетённых коренными жителями, украшений из бусин... Вы спросите: ну, и что? Купила девушка изделия для перепродажи в своём магазине! Подумаешь! А дело в том, что Грейс в свои двадцать с небольшим стала все больше и больше интересоваться искусством и культурой коренных американцев и часто путешествовала по западной части Соединенных Штатов, чтобы купить напрямую у ткачей и производителей корзин их изделия. Она тщательно документировала свои покупки, делала записи о технике плетения, делала фотографии, запечатлевая не только что сделано, как сделано, но и где, и кем! О её архиве пишут, что "некоторые учетные записи не могут быть продублированы сегодня ни за какую цену".
В знак признания её опыта Николсон была избрана в Американскую Антропологическую ассоциацию в 1904 году. Через три года после открытия магазина "сувениров". Ей там всего двадцать семь лет.
Но ещё за год до избрания, из-за быстро растущего бизнеса, она переехала по адресу "46 N. Los Robles" (извините, не хочется заморачиваться с переводом) - то место, которое теперь известно, как здание Грейс Николсон или Тихоокеанско-Азиатский музей.
В 1924 году Грейс Николсон наняла ведущую пасаденскую архитектурную фирму Marston, Van Pelt и Maybury, чтобы воплотить свою мечту, превратить свои идеи в безмятежно красивое и безупречно продуманное здание на авеню North Los Robles. Ей тогда сорок семь лет, и она уже увлаклась не только американским , но и азиатским искусством.
Ее иллюстрации были включены в дизайн, который тщательно следовал стилю Императорского дворца, использованному при строительстве крупных зданий в Пекине.При постройке Грейс Николсон контролировала, чтобы каждая деталь была правильной: кровельная черепица, резьба по камню и мрамору, бронзовая и медная работа... Импортированные непосредственно из Китая или добросовестно выполненные мастерами из Пасадены, детали соответствовали планам и фотографиям подлинных зданий в Китае.
(Ой, извините, выучила новое слово, все хочут свою образованность показать, и я тоже! Красивое слово - флерон (анг. finials), навершие, наконечник, на столбиках оград, например.) Так вот, облачные узоры и лотосные флероны (ну, вы поняли, это те мраморные резные шишечки на столбиках лестничных оград), так лотосные флероны на балюстрадах четырёх дворовых лестниц представляют собой восхождение к просветлению и скопированы с мраморных мостов Най-чин-син-чиао. (Улыбнулись? Или всё приняли всерьёз?)
Пион - один из самых популярных цветов в Китае и популярный мотив в архитектуре. В Китае и Японии пионы означают "короли цветов" и используются в таких важных праздниках, как китайский Новый год. Известно также, что они символизируют богатство, потому что действительно долгое время только китайские императоры выращивали пионы. В Японии они олицетворяют храбрость, честь и удачу. Вот я смотрю на окна - красиво. Но это "красиво - и всё". Знающий азиатское искусство скажет, что в "пионовых" окнах здания форма цветка -"богатство" наложена на квадрат, символ мироздания.
Вновь завершённое сооружение получило награду Американского института архитекторов и быстро стало местным ориентиром.
Грейс Николсон назвала своё творение "Чиа", словом, имеющим различное значение в двух культурах, особенно любимых ею. В легендах американских индейцев это слово относится к невероятно питательному семени, которое может поддерживать кого-то в течение длительных периодов времени.
Китайское значение для чиа - "священный сосуд". В статье о здании в выпуске "House Beautiful" ("Прекрасный Дом") за 1927 год говорилось, что "Чиа похожа на сон, и сны обычно неописуемы, но даже сильно преувеличенная похвала не будет отражать справедливость". (Перевела, как могла, сможете лучше - напишите: "Chia is like a dream, and dreams are usually indescribable, but even grossly exaggerated praise would do the place scant justice.")
Первый этаж состоял из галерей, в которых Грейс демонстрировала и продавала предметы искусства музейного качества, произведённые коренными американцами или восточными мастерами. Здесь были представлены работы местных , а также международно известных мастеров, её современников.
На втором этаже разместились ещё галереи, зрительный зал для выставки, обучения и лекций, а также частная квартира мисс Грейс Николсон. Как я поняла, у неё не было семьи, детей. Грейс Николсон отдала здание городу Пасадена в 1943 году для художественных и культурных целей с условием, что она сохранит свои личные комнаты до самой смерти. Она делила здание с Институтом искусств Пасадены, пока не скончалась в 1948 году.
Здание Грейс Николсон само по себе является одним из величайших сокровищ музея, являясь важным и необычным примером китайской архитектуры, это достопримечательность Пасадены и Лос-Анджелеса.
Там ешё много что есть интересного рассказать: какие художники здесь выставлялись, какие люди здесь бывали (ну, вот хотя бы упомянуть одну: первую женщину-пилота, пересекшую Атлантический океан в полёте соло Амелию Эрхарт (Amelia Earhart. Вы самолёт её видали?! Просто в воздух подняться - уже подвиг!) Здесь были заседания отделения международной организации Zonta International, целью которой строительство лучшего будущего для женщин и девочек. (Организация существует и в наше время. А что, вы считаете, что мы достигли равенства перед законом для женщин и мужчин, и образование в мире всем равнодоступно, и ... ой, надо остановиться, не об этом сейчас речь.)
Помните, в прошлом рассказе обещала пояснить, почему музей "почти" бесплатный. Дело в том, что посещение музея - билет в пятнадцать долларов. Зато есть каждое второе воскресенье месяца, когда музей открыт для всех желающих, и, как выяснилось, в китайский новый год посещение музея обойдётся вам в цену бензина до него доехать. Если честно, в сам музей ещё раз специально не поеду, а вот если окажусь в Пасадене во второе воскресенье любого месяца, то обязательно про него вспомню и заеду посидеть во внутреннем дворике, полюбоваться рыбами-птицами-кои (вспомнилось своё же сравнение), увидеть сад без мишуры украшений и толпы народа, посидеть там тихо, подумать о своей жизни или почитать хорошую книгу, сказать спасибо людям, создавшим красивое пространство. И вспомнить Грейс Николсон, без которой ничего бы этого не случилось.
P.S.
Комментариев нет:
Отправить комментарий