пятница, 23 августа 2024 г.

Филоли, или Виват, пенсия!

 


Филоли

или 

Виват, пенсия!


Пенсия - это подарок или проклятие? Вы бы как для себя ответили? Это я к тому, что и я вступила в этот клуб, в это сообщество пожилых (не обижайтесь, это я для себя называю вещи своими именами, что уж здесь лукавить, правда, вступила уже довольно давно, это на пенсию вышла только сейчас). Мне друг написал недавно, что не знает, поздравить меня с пенсией или посочувствовать. Действительно, меня жалеть надо или мне завидовать? С одной стороны, дожила, с другой стороны, постарела, с одной стороны, можно не работать, с другой стороны, деньги не те...

Еду к дочери в Портленд (из Лос-Анджелеса, не в первый раз, на машине, дорога дальняя, 963 мили, около 1 550 километров, это чистых пятнадцать часов в дороге, а если учесть заправку машины, остановки, перекусы, замедления на дороге, то ещё пару часов добавить и пару дней). Есть время подумать... 

На пути - музей с поэтическим именем Филоли. Поэтическое-то поэтическое, а запомнить было сложно, всё в интернете проверяла... - вот он, возраст. Хотя имя такое странное: Фиволи... нет, Филоли. Оказалось, что это акроним личного девиза, мотто: "FIght for a just cause, LOve your fellow man, LIve a good life" - FI-LO-LI - Филоли. Интересно играет со мной мозг: "абревиатура", "акроним", "мотто" и им подобные слова помню, а вот Филоли - никак, в интернете подсказку искала. 

А там, в интернете, фотографии - глаз не оторвать! Еду. 

Солнечный августовский день (понедельник, между прочим, в обычной ситуации рабочий день, так что пенсия - это плюс). 

Огромная удобная парковка среди оливковых деревьев на фоне невысоких холмов.

Несмотря на раннее утро уже много машин.
Запарковалась, купила билет в маленькой будочке при входе в сад.
Ой, в два раза дороже, чем за вход в Лувр! Что же здесь такое увидеть можно?! Но для пенсионеров скидка... (Это наполовину шутка на самом деле. Не самая удачная, долго объяснять, может быть, в другой раз.)




Деревья старые, растут здесь уже лет сто, посажены при строительстве дома, когда был заложен парк и сад. 

Виды, конечно, хороши. Там, вдалеке над холмами, маленькие ватные облака...
Сюда бы профессионального фотографа.
Иду к дому вместе с такими же, как я, пенсионерами или семьями с детьми. Но нас, людей в возрасте, было больше. 
Замечательно, я не одна...
Подходим к дому. Вот та самая картинка, которая привела меня сюда.
В жизни смотрится даже лучше, чем на фото. Дому уже более ста лет, в нём больше не живут, так что и он "на пенсии". Когда-то (дом построен в 1917 году) он был домом семьи Уильяма Бауэрса Борна II (William Bowers Bourn II, 1857 - 1936).






Вернее, не был домом, а был загородным домом (Этакая "дача"...
У вас тоже загородный дом таких размеров? 

Я решила сначала пройти по музею, а потом уж прогуляться по саду. (Вистерия, свисающая с балкона хороша, правда? А представляете, как это выглядит, когда она цветёт весной?!)
Иду...
Прямо хочется повторить знаменитое, во многом ко мне, бродящей по дому, относящееся: "Эх! Люди жили!"
Вы не вспомнили откуда? - Если нет, вряд ли вы пенсионер, моё покоение эту книгу не забудет, даже если будет страдать провалами памяти.

Вот вам побольше цитата: "Есть в Москве особая категория людей. Она ничего не понимает в живописи, не интересуется архитектурой и безразлична к памятникам старины. Эта категория посещает музеи исключительно потому, что они расположены в прекрасных зданиях. Эти люди бродят по ослепительным залам, завистливо рассматривают расписные потолки, трогают руками то, что трогать воспрещено, и беспрерывно бормочут: - Эх! Люди жили!" (Не по памяти цитирую, это интернет.)
Ну, конечно, Ильф и Петров. 
Дайте ещё минутку, закончу цитату, не поленитесь, прочтите... 
"Им не важно, что стены расписаны французом Пюви де Шаванном. Им важно узнать, сколько это стоило бывшему владельцу особняка.

Они поднимаются по лестнице с мраморными изваяниями на площадках и представляют себе, сколько лакеев стояло здесь, сколько жалованья и чаевых получал каждый лакей. На камине стоит фарфор, но они, не обращая на него внимания, решают, что камин штука не выгодная - слишком много уходит дров.
В обшитой дубовой панелью столовой они не рассматривают замечательную резьбу.

Их мучит одна мысль: что ел здесь бывший хозяин-купец и сколько бы это стоило при теперешней дороговизне? В любом музее можно найти таких людей. В то время как экскурсии бодро маршируют от одного шедевра к другому, такой человек стоит посреди зала и, не глядя ни на что, мычит, тоскуя: - Эх! Люди жили!" 
(А ведь действительно, на такой камин дров не напасёшься!)






Вот и я, хожу по огромному дому... 
Эх! 
Люди жили!
(Простили за длинную цитату?)

Нет, мне интересно, конечно, кто строил, когда, кем расписаны стены... Но меня и гложет любопытство, а сколько человек здесь работало, где они жили, сколько получали, что ели, как всё это было организовано... 
(Хорошо, что я на пенсии, сейчас пишу рассказ, раннее утро, будний день, а спешить не надо, можно полазить по интернету, поискать ответы на вопросы...)

Спроектированный архитектором Уиллисом Полком (Willis Polk), дом строился три года и обошелся в 425 000 долларов (8,5 миллиона долларов в современной валюте), не считая сада и вспомогательных построек. 
Откуда деньги? 
Хозяин владел несколькими компаниями: золото, электричество и поставка воды в Сан-Франциско (две последние - это тоже золотая жила в растущем городе).

Хозяил с аристократическим именем Уильям Бауэрс Борн II с женой Агнессой планировали Филоли как загородный дом. (Ну, говорила же я вам: "Дача!") Только в их представлении загородный дом - место просто балов, дебютных балов, концертов и элегантных официальных званых ужинов в столовой... Место для аристократических развлечений с размахом... 


Особняк из пятидесяти шести комнат, более пяти тысяч квадратных метров, в нём семнадцать каминов, пятнадцать ванных комнат, десять спален для семьи и гостей, четырнадцать спален для обслуживающего персонала.
А жили в этих комнатах четыре человека. Хозяин дома с женой, двое детей.
А вообще-то три: сын умер в детском возрасте. Родители пережили и дочь. Последние семь лет Уильям Бауэрс Борн II был прикован к инвалидному креслу. Похоронены здесь же.
Жили-то три человека (ну, если не считать их гостей, которых, подозреваю, было несметное количество, "хозяйских" спален здесь десять, значит несколько семей могли гостить одновременно)...
А кто и как всё это обслуживал: готовил, кормил-поил, мыл посуду...? Да здесь только пыль вытирать нужен специальный человек, замучаешься! 
Так целое южное, левое, крыло дома предназначалось для рабочих зон и жилья персонала.
Большинство были эмигрантами. Жили примерно так.
В одно время здесь работали тридцать пять человек, заботившихся о саде, огороде, доме, семье, гостях, всём огромном имении...
(Это фото 1929 года - обслуживающий персонал, живший в Филоли, простите за качество снимка.)


Готовили до девяти приемов пищи в день на огромной кухне, которая может похвастаться 17-футовым сводчатым потолком, помогающим сохранять прохладу в комнате после нескольких часов непрерывной готовки.





В кладовой дворецкого - оперативном центре дома - есть встроенный сейф для хранения серебра, электрическая панель вызова и кухонный лифт. 
Вспоминается ещё один (мой любимый) классик об одном из героев: "Не то на серебре, на золоте едал... Сто человек к услугам..." 
Даже вид из окна кухни... подбираю определение... стильный и утончённый..





Сейчас для туристов открыт только первый этаж. 
В правом крыле "хозяйской части" дома - концертный или бальный зал. 







Он закрыт на реставрацию , кажется, до конца сентября.

К октябрю будет выглядеть примерно так.






Хожу, брожу, рассматриваю... 
В связи с реставрацией мебель переставлена, на фотографиях официального сайта Филоли комнаты выглядят по-другому. 

Вы тоже заметили? 
И вы мне говорите о начале ХХ века? Художественного образования у меня нет, но лаковую федоскинскую шкатулку пятидесятых годов прошлого века только ленивый не узнает. Шкатулка "Спасская башня Кремля с Мининым и Пожарским"! (В детстве открытка продавалась в каждом киоске, потом был набор открыток "Лаковая миниатюра" или что-то подобное, а сейчас у меня дома есть пенал для ручки федоскинской росписи - подарок маминой подруги.) А на соседней шкатулке с журавлями можно даже рассмотреть надпись:"Федоскино 19.. -год не читаемый- "Рассвет". 
А это портрет Михаила Романова? (Тут пасую. Подруги, помогите!)






Да и портреты по стилю как-то кажутся знакомыми и родными... 
Странно...

Интересно, как это сюда, в Калифорнию, недалеко от Сан-Франциско, попало? 

Имение было куплено семьёй Рот (Lurline Matson Roth and William P. Roth) в 1927 году. Мать, отец, сын и девочки-двойняшки. Те же самые балы, приёмы, вечера, свадьба здесь одной из дочерей... - великосветская жизнь богатых в Сан-Франциско. Дети выросли, разлетлись, муж скончался, и после его смерти в 1963 году, как я поняла, Лурлайн Рот жила здесь одна. (Ну, это, как понимаете, немножко по-другому, чем для меня с вами: у нас деньги не те, связи не те. И всё-таки течение жизни одинаково для всех, старость и для богатых и красивых никто не отменял.) 



Дом был пуст, когда его передали Национальному фонду сохранения исторического наследия в 1975. Мебель и коллекция произведений искусства были проданы на аукционе, часть уехала с Лурлайн Рот в ее новый дом. 
С тех пор обе семьи пожертвовали некоторые вещи обратно в Филоли. И, как написано на официальном сайте, "постоянная поддержка щедрых дарителей продолжает помогать Филоли выглядеть так, как он выглядел изначально". 
Нет, дом не выглядит так, как он выглядел, когда в нём жили семьи. Нашла фотографии в интернете (малочисленные, хотя, может, недолго искала): чёрно-белые, они намного красочнее и богаче, чем мои цветные. И ещё в них есть то ощущение живого пространства, любимого дома, о котором заботятся. Теперь это красивый, но музей. Дом на пенсии. Теперь понятно, откуда федоскинские шкатулки: или коллекционирование шкатулок было хобби кого-то из семьи или кто-то из наследников наших эмигрантов подарил музею. 



Перед тем как пойти в сад, ещё минутка в доме: удивительно подобраны цветы. 
Все они живые. Даже те, которые смотрятся, как искусственные, на самом деле живые из сада.
Поразительной красоты орхидея в столовой.
И как сочетается по цвету с шоколадными панелями стен!

Космос, лилии и что-то из зонтичных опять-таки из сада музея под портретом первой хозяйки дома - в гармонии с самим портретом.




Некоторые многолетники видела впервые в жизни. (Кто-то знает, что такое эта игольчатая красота? - Напишите, если знаете.)





Некоторые, как этот потос, растут и у меня дома (рос и у свекрови, растёт в классе на работе, он неубиваемый, этот золотой потос -Epipremnum aureum - многолетник домашний, замечательно размножаемый отростками).






Все цветы в красивых вазонах. 














А ещё кто-то очень любил собак, вернее собаку. И решил увековечить. 
А, может, просто французские бульдоги нравятся работникам музея. 


Эти скульптурки встречают туристов и в библиотеке, и в кабинете, и на кухне, и в столовой... 
Ладно, опять разговорилась ни о чём...












Как-то обидно... Дорогой входной билет, четыреста тысяч туристов в год... В таком музее маленькие проспекты с рассказами о семьях, здесь живших, архитекторе, садовом дизайнере и т.д. и т.п. просто должны лежать в каждой комнате! Вся мною на разных сайтах прочитанная информация должна быть дана каждому посетителю при входе в музей! Да ещё и снабжённая маленькими рассказами о быте тех лет, или кулинарными рецептами того времени, или историей свадьбы одной из дочерей с фотографиями платьев и украшений, да мало ли что можно ещё рассказать! 
Ан, нет, не сделали, не напечатали, не дают... (Я спросила на входе: давали только карту дома и сада.) 
И ходим мы, туристы, вздыхая: "Эх! Жили люди!" А что нам ещё остаётся делать?!
И ещё, грустно: дом, живой дом, где бегали дети и собаки, пержил своё время. Красив. Стоит. Но музей. 
Хотя... если бы он не был музеем, меня бы сюда не пустили. Не принадлежу я ни к знатным, ни к богатым. Пенсионер с возможностью путешествовать и посещать музеи (что абсолютно замечательно). Так что, пожалуй, с пенсией меня можно поздравить. 

Вернулась бы я в музей, в дом? - Нет. 
А вот сады Филоли - совершенно другая история. 
Но это в следующем рассказе, хорошо?


Комментариев нет:

Отправить комментарий