вторник, 27 августа 2024 г.

Сады Филоли

 


Сады Филоли...  


Я, пожалуй, не была ни в одном саду за последние пару лет, которй мог бы сравниться с этим местом. Если бы меня попросили определить характер сада одним-двумя словами, то... поэтичность. Утончённая поэтичность. А я была в замечательных садах! Посмотрите фотографии сада, нет, садов Филоли - судите сами! 

Но, как всегда, фотографии - это лишь малое отражение, небольшая картина, заключённая в раму, прелесть настоящего живого сада в бесконечности пространства, в открывающейся панораме, в возможности посмотреть налево - посмотреть направо и увидеть одновременно задуманное дизайнером, посаженное садовником, воплощенное природой.

Теперь по-порядку, что узнала о создании сада и о создателях, а вы читайте и смотрите... (Что-то вы уже знаете из первого рассказа.)

Имение Филоли было построено в 1915-1917 годах для Уильяма Бауэрса Борна II. Вот знаменитый фасад.



Спроектирован дом архитектором Уиллисом Полком. У вас есть друзья? У Полка был: художник и дизайнер Брюс Портер (Bruce Porter). Он и сотрудничал с Борнами в планировании садов, которые были разбиты между 1917 и 1922 годами. Замечательно, когда друзья работают вместе: у них общее 'видение, поэтому дом и сад пропорциональны, находятся в абсолютной гармонии.
(Запомните эти платаны вдоль дорожки на входе в сад, я к ним вернусь позже.)
А идея хозяина, Уильяма Бауэрса Борна II (ох, как звучит!), была создать формальный сад, джентельменский, но иметь и огород, и свои плодовые деревья... - короче, полный набор: свои овощи, свои фрукты, свои цветы, да ещё и редкие растения, статусные, чтобы можно было похвастаться перед гостями! Если ещё короче - всё, что могли позволить деньги.
А деньги были большие, позволить могли многое...



Брюс Портер спроектировал структуру сада, а садоводом, которая наполняла эту форму растениями устанавливала первоначальные цветовые схемы и комбинации, была Изабелла Уорн (Isabella Worn); она потом руководила уходом за садом в течение тридцати пяти лет. А ещё был главный садовник Луи Марикони (Louis Mariconi), который жил и работал в Филоли с 1915 года до своей смерти в 1965 году. (А это, между прочим, пятьдесят лет!)  
В 1929 году здесь работало двенадцать садовников, в прошлом году, 2023, их здесь было четырнадцать. Пока я гуляла по саду, встретила четырёх на подрезке, прополке, работе в огороде...

Сад Филоли не сад, а сады. Разделённое кирпичными стенами, деревьями или искусно подрезанными кустами пространство образует несколько очень разных по характеру садов, каждый с собственным лицом, каждый создаёт собственное настроение. 
Моим фаворитом был (и есть) "Тhe Sunken Garden". (Утопленный сад? Утонувший? Затонувший? Смешно звучит в перводе...)  
(Дайте, умно опишу, витиевато...)
В самом центре "Затонувшего сада", внутри изгороди из подстриженного японского тиса, окружённый двумя панелями маникюрно подстриженного газона и двумя серо-зелёными оливковыми деревьями, добавляющими глубину картине, ...
... расположен прямоугольный бассейн с  тропическими водяными лилиями ...
... и несколькими струйками фонтанов... не для привлечения вашего внимания, не для восхищения ими, а для создания лёгкого движения воды, оживления без этих фонтанов неподвижной глади, добавления лёгкой ряби на поверхности - жизни в абсолютно картинный пейзаж в стиле Клода Моне.





(Ого! Зафигачила! - извините за студенческий сленг, но ведь так академично получилось! Даже для путеводителя годится.)
Небольшой павильон рядом с садом напоминает о европейских садах с их "итальянскими" домиками, "датскими" домиками... (а мне напомнил Кусково.)
Вот этот домик с противоположной от водоёма с лилиями стороны.
Не удержалась, ещё одно фото сделала уже на выходе из сада, просто полюбоваться...
Башня с часами, возвышающаяся над прудом, так выделяющаяся своим розовым цветом на фоне столетних деревьев, растущих здесь с незапамятных времён, не толька точка фокусировки вашего внимания, но и напоминание о красоте и скоротечности жизни... 
(Господи, какую патетическую глупость, нет, не глупость, скорее восторженность, выдаёт мой мозг иногда! Нормальный человек написал бы просто: "Красиво смотрится та башня с часами!" Но ведь говорила вам, сад изысканный, вот и в языке хочется соответствовать.) 
За этим поэтичным садом расположен самый прозаичный бассейн. Просто напомню: после кончины Уильяма Бауэрса Борна II и его жены, дом был приобретён семьёй Рот (Lurline Matson Roth and William P. Roth). Бассейна в саду не было. Билл Рот после того, как он перенес инсульт, нуждался в реабилитации. - И, вы правильно поняли, павильон с бассейном был добавлен в 1946 году для упражнений!
(Как хорошо быть красивым. А ещё лучше богатым. Нет, как я уже писала, это не спасёт вас от старения, инфарктов или инсультов, но - чёрт возьми!- извините - вам построят индивидуальный бассейн для реабилитации!) 
Должна сказать, что этот самый простой... прямоугольный... никакой... бассейн идеально вписался в оригинальный дизайн сада, не кажется здесь инородным телом.
Это Лурлайн Рот и Белла Уорн спроектировали его так и даже пересадили тисы из других мест сада, чтобы создать новую аллею и "прикрыть", задекорировать неартистичность этого уголка.

Помните, просила вас запомнить платаны на входе в сад? Вот они ещё раз: скульптурные, рельефные, с выразительными ветвями-руками, с красивой многоцветной корой.
Так вот, только сейчас, на старости лет, поняла (понять никогда не поздно!), почему наши быстрорастущие тополя, посаженные на улицах городов после второй мировой войны, в те далёкие 1960-70 годы так беспощадно обрезали! (Вы никак не ожидали такого поворота мыслей в рассказе, но на самом деле всё очень логично.) 
Помните, как тополя каждой ранней весной обрезали так, что оставался невысокий ствол с ужасными утолщениями на нём, как будто рука без пальцев, но с увеличенными больными ревматическими суставами? Как я не любила это издевательство над деревьями! А оказалось всё просто. Это моя необразованность в садовом искусстве (и отсутствие садового искусства при подрезке тополей моего детства). Вот вам вольный пересказ с официального сайта музея:
"Когда Уильям и Агнесса Борн обратились к европейским загородным поместьям за вдохновением, они увидели не просто эстетический стиль, но и набор традиций, и многие классические методы ведения хозяйства поместьев Европы стали ключевыми частями истории Филоли. Одним из таких классических методов ухода за садом является подрезка, при которой деревья многократно подрезаются до одной и той же точки на ветке для производственных и декоративных целей. Подрезанные лондонские платаны... являются прекрасным примером того, как Филоли поддерживает эту традиционную форму искусства..."
Платаны Лондона, растущие здесь слева вдоль стены недалеко от бассейна и платаны на входе в сад - гибриды европейского и американского видов платана. Прекрасные кандидаты для подрезки из-за их энергичного, устойчивого роста (как впрочем и тополя нашего детства). Но чтобы они не выглядели ревматиками, требуется ежегодная квалифицированная подрезка. 
Квалифицированная! А не абы как! Когда-то при планировании послевоенных городов какой-то дизайнер решил, что деревья на улицах моего детства будут выглядеть, как деревья старых садов Европы. Правда, у нас был бюджетный вариант. Хотя сейчас вспоминаю то время с ностальгией. Ох, отвлеклась...
За бассейном огромное поле с маслинами, оливковыми деревьями, на краю.
Первоначально оливы были высажены перед домом, но для музея потребовалась парковка и частично, если я правильно поняла, деревья были пересажены. 
Площадь имения шестьсот пятьдесят четыре акра. Когда-то здесь паслись стада овец. Сейчас земля частично сдаётся фермеру, который на полях вокруг выращивает около тысячи тюков сена для животных на продажу. 
Среди деревьев ещё один садовый домик.
А на холме волейбольная площадка, с которой открывается вид на часовую башню.

В этом саду наверху живёт фавн - добрый дух гор, лугов, полей и стад... немножко лукавый, чуть-чуть ироничный, уже немолодой, как и сам сад, бродит он в этих садах невидимым духом...
И только собаки, обладающие даром видеть невидимых духов, служат ему. И приходит он к людям во сне тревожить их души...
                                    ***
Рядом с "утонувшим" садом - другой, "Walled Garden" ("Огороженный сад"), площадью около акра. Он окружен кирпичными стенами высотой метра в три.

Кроме кирпичных стен, подстриженные живые изгороди разделяют его на множество меньших декоративных садовых комнат, каждая из которых индивидуальна и позволяет даже множеству гостей найти уединение в огромном саду. Самое приятное, что с некоторых точек видна сквозная перспектива, практически до конца сада. А в некоторых местах несколько дорожек сходятся, и посмотри прямо - один сад...

... посмотри налево - другой...

... а спустившись на пару ступеней, обнаружишь третий.

( Рудбекия крупноцветковая "Черноглазая Сьюзен". Многолетник. Вам нравится? Мне - очень!)
Вы ещё помните, что имением владели две семьи? Надеюсь, предполагаете, что у владельцев могли быть разные интересы. Лурлайн Рот была наследницей большой корпорации, с детства увлекалась лошадьми, в юности брала призы на американских турнирах. Здесь, в Филоли, держала лошадей, одно время до сорока, были среди них и призёры! 
Сад вторая семья подзапустила.
Так что когда Лурлайн Рот передала имение Национальному фонду сохранения исторического наследия в 1975, от фруктового сада практически ничего не осталось. В 1997 году калифорнийские производители редких фруктов начали жертвовать редкие растения для его восстановления.
В саду теперь более шестисот пятидесяти плодовых деревьев, многие из которых являются утраченными сортами фруктов и, как пишет официальный сайт, "включают в себя: 275 сортов яблонь, 59 сортов груш, 42 сорта персиков, 6 сортов мушмулы и многие другие".

(Вот прочла "мушмула", думаю, что за диковинный фрукт, почему никогда не слышала, не пробовала... А оказалось всё прозаично: я знаю его под другим именем "локват", поспевает зимой, но не растраивайтесь, что не пробовали. Может, конечно, фрукт и источник витаминов, и в Сицилии ценится, но у него нет ярко выраженного вкуса. Проще говоря, безвкусный, как трава.) 
Как вы поняли, в Филоли работают садовники (садовники!). Живой изгородью, разграничивая сад и цветники, парники и огород, и естественным ограждением сада служат плодовые деревья на шпалере (это особый вид подрезки деревьев, плоский). Красоты они необыкновенной, но и урожай приносят, как видите, обильный. 
Собирают яблоки садовники. 
А кто эти яблочки ест? 
А ещё в саду где-то здесь посажено более семидесяти пяти тысяч луковиц. Видела в интернете фотографии цветущих полей нарциссов, тюльпанов... - вот бы сюда приехать весной! 
Но и летом оказалось неплохо.
Цвели мои любимые Naked Lady Lily (Amaryllis Belladonna, в перводе - лилии "Обнаженная леди"). Весной появляется пучок листьев, который к середине лета умирает, и в августе ниоткуда, из-под земли, вырываются длинные обезлиственные цветоносы и зацветают удивительной нежности розовые лилии.
Когда-то я купила одну луковицу, с тех пор в моём саду они разрослись, размножились, но сделала я ошибку, пересадила, а они не любят переездов-перемещений - и не цвели года четыре... а за это время разросся виноград и розы, оказались лилии частично в тени... И не цветут. 
А здесь... Полюбуйтесь! 
                                ***
Есть в Филоли и формальный розовый сад.
Правда, недавно отцветший, хорошо подрезанный, готовый зацвести последний раз в этом году.

Здесь есть и калифорнийский дикий сад-лабиринт.
Здесь есть и грядки с цветами на срезку.


Везде стоят такие удобные кресла-адирондаки, посидеть... отдохнуть... (Вот она, пенсия! Никуда спешить не надо. Так что, как помните с прошлого рассказа, пенсия - это здорово!)
Есть здесь и портясающе жирный огород.
(А как ещё вы определите такие сочные, зелёные, подкормленные, ухоженные растения?!)
В огороде растёт если не всё, то многое: огурцы и помидоры, капуста цветная и брокколи, тыквы и кабачки, петрушка и кукуруза... Интересно, блюда из этих овощей можно заказать в местном кафе? Почему-то мне кажется, что нет.






Но пора уезжать... Идём, оглядываемся назад, на сад...






Надо ещё раз, для памяти и удовольствия, пройти по "Огороженному саду".
Помните тот сад с круглым бассейном с лилиями? В окружении "плакучих" деревьев?
В Филоли это "Свадебный сад", а деревья - "плакучие вишни Хиган" (Prunus x subhirtella 'Pendula'). Вот наткнулась на историю... Никогда не думала, откуда и когда приплыли на американский континент азалии, камелии, хризантемы, вистерии, лилии... Для меня они всегда росли в Калифорнии или Орегоне, где живу или гощу. Но ведь они здесь не родные, привозятся, культивируются только с конца ХlХ века. Их родина - Япония.
Вообще это трудно себе представить, но до конца ХlХ века японские растения, такие как камелии, пионы, клены и цветущие вишни, почти отсутствовали в американских садах. Одна из первых семей, кто выписывал их из Японии, начиная с 1880-х годов, была семья Домото, владельцы японо-американских питомников. Десятки растений сегодня в Фиволи - из питомника Домото.
Тоичи Домото, владелец питомника второго поколения, подарил в 1977 году, после того как Филоли был приобретен Национальным фондом сохранения исторического наследия "Плакучие вишни "Хиган". Другие вклады Тоичи Домото включают камелии и японские клены, которые можно найти по всему Филоли. 




Ещё раз обхожу дом, но уже со стороны бального зала, где есть выход на огромную террасу.












В саду есть японские растения и не из питомника Домото. Уильям и Агнесса Борн помогали финансировать Международную выставку Панама-Тихоокеанского региона 1915 года в Сан-Франциско. Многие страны-участницы экспозиции выставили свои ценные привезённые из разных стран, с разных континентов, деревья, цветы и кустарники на всеобщее обозрение, а в японском павильоне среди других деревьев были представлены ложные кипарисы Хиноки. В начале ХХ века ботаники и садоводы лихорадочно собирали и делились растениями со всего мира - и демонстрация экзотических образцов в частных садах стало знаком престижа.
Исторические записи утверждают, что Борны приобрели кипарисы Хиноки с выставки после ее окончания.
Представляете, вот вот эти японские кипарисы, из древесины которых на их родине строят храмы, здесь растут уже более ста лет! 
Если точнее, сто десять лет тщательной обрезки и ухода, - и ложные кипарисы Hinoki на задних ступенях выглядят как скульптуры: скрученные, корявые рукастые тела великанов (хотелось добавить: гекатонхейров. Помните откуда? Нет, нет, не вспоминайте греческую мифологию, у меня ассоциации намного ближе к нашему времени. У меня это Стругацкие, "Понедельник..")
Да, выход на террасу из бально-концертного зала был спроектирован грандиозный... 
А вид, открывавшийся гостям!
В концертных перерывах и по травке, и по дорожкам ходили здесь дамы в лёгких шёлковых струящихся платьях... и вели они тихие разговоры с джентельменами, в специально в для них, джентельменов, сшитых костюмах, и прерывались те разговоры лёгким смехом... Ушла эпоха. 
А кипарисы растут, тисы стоят подрезанными столбиками, и сад жив!
И виды на горы Санта-Круз всё те же.
Да и найдутся места и в наше время, где гуляют красивые (и умные!) женщины в платьях натуральных волокон, и мужчины, пусть хоть в джинсах и футболках (а ценники на те джинсы и футболки видали?!), способные поддержать разговор не только о бизнесе. Просто туда меня никто не пустит.





Так что спасибо Лурлайн Рот, что передала дом в Национальный фонд: и дом стоит, и сад жив, и мы все можем приехать погулять, получить удовольствие.

Цветы в горшках расставлены по всем садам Филоли, просто здесь, на террасе, они не теряются в общей картине, не растворяются в цветистости сада, они красота сама по себе. Это, мне кажется, юкка "Золотой меч" (что юкка - точно, а сорт прогуглила, могу перепутать). Впервые вижу такие красивые ягоды юкки.
Место для имения они, конечно, выбрали удивительное...
Всё, всё, вы уже устали, я знаю, сама устала писать, последний абзац...
Самое удивительное дерево в Филоли - прибрежный живой дуб, возвышающийся над лужайкой у северо-восточного угла дома. Он встречает вас при входе в имение и провожает, когда вы покидаете Филоли.
Когда семья Борн начала строить Филоли, они тщательно продумали его место в окружающем ландшафте: загородный дом был размещен среди древних существующих дубов, что добавило имению ощущение древности, историчности. Монументальное дерево возле террасы - самый старый из этих дубов, которые все еще стоят. (Просто посмотрите на фигурки людей, под дубом стоящих, чтобы представить себе его размеры и хоть как-то ощутить, что чувствовала я, стоя под ним.)
Это королевское вечнозеленое дерево, как полагают, датируется концом 1600-х годов, что делает его в три раза старше Филоли.
Там интересная деталь: чтобы ухаживать за своими дубами, Борн нанял местную службу арбористов McClenahan’s. Так они и по сей день помогает поддерживать деревья Филоли в здоровом состоянии!


С одной стороны, замечательно, что удалось побывать в красивом месте. С другой, как жаль, что скорее всего туда уже не вернусь. Хотелось бы мне жить в таком имении? Подумалось, выиграй я лотерею, построила бы такой дом, посадила бы такой сад? - Нет, уже поздно, мой дом уже построен, мой сад уже посажен. И он намного скромнее, и мои желания в жизни намного скромнее уже. Надо родиться в этом великосветском кругу, уметь ездить на лошадях, знать какой вилкой или ложкой что есть, уметь вести светскую беседу, иметь родных и друзей того же круга ... мне было бы неловко. А вот, если бы была помоложе, работать садовником здесь почла бы за счастье.
P.S.
1. Вы думаете, всё, музей, имение в отставке... на пенсии... Среди знатных и богатых так не бывает! Это узкий круг, где так или иначе все друг друга знают, все друг о друге помнят. (Даже среди имений.)
Читаю: "Сегодня президент Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин встретятся в уединенном поместье на побережье Северной Калифорнии для личной беседы, направленной на улучшение отношений между двумя сверхдержавами." Это из новостей прошлого, 2023 года. Уединённое поместье Северной Калифорнии - это Филоли. Ни больше, ни меньше.
Кстати, среди туристов, большинство из которых были люди, скажем мягко, старшего возраста... так многие из людей того старшего возраста были китайцы (или выходцы из Азии) и наши, русскоговорящие, (я встретила три "наши" семейные группы). К чему бы это?
2. Нашла, кто ест те фрукты из сада. Никто. Из них делают сидр, "фруктовое масло"  (fruit butters), это что-то типа фруктового пюре с малым содержанием сахара.
"Filoli — это непрерывно работающее поместье на протяжении более 100 лет. Уильям Борн планировал, что Filoli будет самодостаточным, с сельскохозяйственными полями, скотом и садами. Он считал себя фермером-джентльменом и получал огромное удовольствие от семи акров фруктовых деревьев в своем Gentleman’s Orchard. Filoli и сегодня продолжает производить фруктовые масла, крепкий сидр, мед, сушеную лаванду и кулинарные травы."
3. Интересная статья о семье Домото, японских эмигрантах, купивших землю недалеко от Сан-Франциско, основавших питомник растений, переживших Великую Депрессию, потом лагерь для интернированных, вернувшихся в бизнес, который дети не захотели продолжать... (по-английски):
Plants and Immigration: The Domoto Legacy


Если вы (вдруг!) сюда приедете (или, что более вероятно, прочтёте о Филоли в другом блоге), вы скорее всего сад не узнаете. Если это будет весной, вас встретят нарциссы, тюльпаны и гиацинты, контрастирующие с синими фиалками, а летняя экспозиция порадует цинниями, розами или сальвиями... Но это будет уже другая история, другой - и в то же самое время тот же самый - живой сад.

Комментариев нет:

Отправить комментарий