суббота, 30 сентября 2017 г.

Гараж. Когда все были живы...


Гараж.


Когда все были живы...
(Небольшая повесть, длиною в жизнь.)

На фото Курская (Холдеева) Елена Андреевна.


Куда ушла жизнь... Какой была бабушкина жизнь? Вся жизнь и ежедневность... Если я задам себе вопрос: ради чего моя Ба жила? - Ответ будет простой: ради детей, а потом внуков. Задавала ли она себе этот вопрос, задумывалась ли - не знаю. Её жизнь, как я её знаю, была наполнена ежедневной заботой "накормить".





В далёкие шестидесятые дед построил гараж. Тот гараж стоит до сих пор, вернее этот год - 2017- последний год существования "нашего" гаража. (Для деда понятие "собственность" было не личной собственностью, а семейной). Как сейчас помню деда в чёрных семейных трусах (извините за подробности, но тогда было проще... А если уж точно выражаться, то  сложнее достать одежду, не хватало денег, стирали всё вручную...), так дед в тот жаркий летний день выкладывал стены. Я одна через весь город шла "к бабушке" (не замечали, как слова отражают вашу жизнь, несут в себе ваше отношение к людям? - я шла "к бабушке"!, а ведь там и дед, друзья, потом летом брат... А я всю жизнь ходила к бабушке...) Дед стоял, кладка была ему по пояс (он сам сделал всё, кроме цементных плит пола и потолка, уложенных с помощью крана с завода, потом помню, как они с папой смолили крышу варом, а я , наверно, опять шла "к бабушке... мимо гаража...") С тем гаражом была связана вся жизнь.
Деду от завода выделили два небольших (по памяти - девять соток) участка земли "под картошку". (Это вся пригодная под посадки земля вокруг "Автокранового" была распределена между сотрудниками - помочь людям "прокормиться", не моё слово - из лексикона бабушки.)



Слева направо: Ефросинья Андреевна (?), в девичестве Холдеева, её муж(?), Россинская (Холдеева) Анна Андреевна, Курская (Холдеева) Елена Андреевна, Курская (Артамонова) Людмла Васильевна, Осипов Евгений Алексеевич (муж Курской Светланы Дмитриевны).

Каждую весну бабушка собирала семью: мужчин - копать огород, женщин - кидать картошку в лунки. Я помню, как мне тоже "доверили" кидать эту , уже с глаз'ками, картошку, и как я этим гордилась.



С огорода снимали мешков девять - их хватало, чтобы прожить зиму бабушке с дедушкой, нам (папе, маме и мне), и первое время ещё и семье дочери (тёте Свете с дядей Женей и Игорем, пока у дяди Жени не появился собственный гараж, и потом уже, как мне кажется, дядя Женя уже возил картошку из Тамбова, с родины). Ба, видимо, помогала с картошкой своим сёстрам.
Сёстры Холдеевы: Ефросинья Андреевна,  Анна Андреевна и Елена Андреевна, моя Ба. 

 




Сохранились фотографии 60-х годов, где на уборке все мы и Ба с сёстрами. Картошку просушивали на полу гаража, а потом укладывали в погреб, в два закрома: один - наш, другой - тёти Светы. 
















В том же гараже Ба солила капусту. Сначала “на всех", потом только для себя с дедом и нас, семьи сына. Мама в заготовке не участвовала. Никогда. Папе было "некогда". 
Первый раз я солила с Ба капусту будучи в девятом классе, в тот год Ба попросила только "поподавать" капусту вниз, в погреб - и всё. Лишь потом я узнала, что такое "солить капусту". У Ба были две настоящие бочки: стокилограммовые, деревянные, с железными обручами, кое-где поржавевшими. Она их "кипятила" с можжевельником (наполняла водой, в которую опускала кипятильник, как делала это до изобретения кипятильников - не знаю). Тёрла накануне на крупной тёрке морковку (четырёхлитровый бидончик) - и мы с ней в воскресенье шли "солить". Ей стало физически тяжело, когда я поступила в институт, - первый раз она доверила мне рубить капусту. Ножи, вделанные в доску, острые, что можно и всю кожу на ладонях снять, сделанные сразу после войны и сохранившие остроту навечно, меня поначалу пугали. Они прогибались под каждым нажимом, что без привычки было трудно регулировать, и капуста получалась толще-тоньше, что видимо (на глаз) отличалось от порубленной бабушкой, меня утешавшей: "Зимой всё вкусно будет." Потом уже  Ба мне подавала капусту, а после её смерти я стала солить с мужем. И вот тогда, только тогда поняла, что значит "солить капусту": теперь на мне уже были и бочки, и морковка, к этим нудным "помыть, почистить, натереть" (а это после работы в субботу), и муж до того никогда не солил... Помню, как набила бочку, кожа на руках стёртая, тоненькая от набивки с солью, сижу в погребе и плачу от усталости... Всё моё потом соление грибов (дядя Женя возил собирать грибы на "бетонку", окружную дорогу вокруг Москвы) и огурцов, если удавалось купить "по дешёвке" на рынке; закрывание компотов (а закручивала пятьдесят банок); варение (обычно двенадцатилитровое ведро: ездили с Ба на Курский вокзал, где проводницы продавали вишню, привезённую с юга вёдрами "дёшево"); протирка с сахаром чёрной смородины (с чем мне помогала моя дочь: с её пяти -sis!- лет крутила ручку мясорубки) -  всё это от моей Ба. Муж до сих пор вспоминает, как ходил в тот гараж раз в неделю за картошкой, капустой, банкой компота, грибочками солёными... как самые счастливые моменты его жизни: "Сяду в гараже, выпью рюмочку, закушу солёным грибочком да капусткой свежей, хрустящей, только из бочки... Хороша жизнь!"
Неужели главным смыслом и моей жизни была та ежедневная забота "накормить", вырастить детей? (Нет, не вырастить, Ба говорила "поднять детей"!) Вот дети выросли, разлетелись... Я в возрасте бабушки, но пока без внуков.
 "Вот, Русинка, и жизнь хорошая настала - а уже и умирать пора..." - её слова.
Гараж через несколько месяцев снесут...
Куда ушла бабушкина жизнь? ...
Как быстро пролетела моя...

Комментариев нет:

Отправить комментарий