пятница, 16 февраля 2018 г.





Памятник ковбоям и коровам. Даллас. (Dallas Cattle Drive Sculptures)


Хотите докажу, как выбор слов влияет на ваше восприятие сказанного? "В Далласе стоит памятник пастухам." Какую картинку ваш мозг сразу вам нарисовал? - Меняю всего одно слово: “В Далласе стоит памятник ковбоям." Чувствуете, как всё сразу изменилось? И пастух взлетел в седло, и конь под ним, а не лошадь, и романтикой какой-то повеяло... А всего одно слово. Пришедшее из английского, популяризированное кинематографом само слово “ковбой", вероятно, вошло в русский в первой половине ХХ века. Пришло, на мой взгляд, скорее из кино, из вестернов. (Первый ковбойский фильм был снят в Голливуде в 1898 году.) Хотя в этом случае снимаю шляпу перед киношниками: они романтизировали одну из самых тяжёлых и неромантических профессий! Что может быть тяжелее чем перегон быков с пастбища на пастбище (весь день в седле), ночёвок в новом месте (не дома, да и домов у них не было: в ковбои шли те, кто не мог заработать другим путём), что может быть невкуснее еды, приготовленной на костре (хорошо для романтики, на недельку, а потом захочется "домашненького", нормально прожаренного и проваренного).

 А в Далласе весь этот "ковбойский" романтизм вылился в великолепную скульптуру.



Впрочем, кино к жизни не имело (как всегда) никакого отношения: благородный герой, лихой ковбой, кровожадный индеец, невозмутимый шериф, невинная красавица и "happy end" - счастливый конец никак не вяжутся с реальностью (потому и смотрим). Ковбои нанимались по контракту, работа была сезонной: перегнать стадо, этак голов до 3 000 (до трёх тысяч!) с пастбищных мест до железной дороги. Нанимали команду примерно 11 человек, две трети которых были мальчики от двенадцати до восемнадцати лет (так вот откуда ""cow" - корова, "boys" - мальчики!), одна треть были зрелые мужчины, обычно бывшие чернокожие рабы, индейцы или мексиканцы.  Большинство дней было бессобытийным: тащились в неторопливом темпе десяти - пятнадцати миль в день, что позволяло коровам жевать на всём пути на рынок... Тяжелая однообразная работа иногда прерывалась сильной непогодой, опасными речными перекрестками и, редко, враждебными индейцами. Заработная плата колебалась от 25 до 40 долларов в месяц (кстати, повар получал 75!, а боссу платили до 100, правда, не знаю, много или мало это по тем временам), получали деньги одной суммой, пропивали её в ближайшем городе, но зачастую работали только за кров и еду. В реальной жизни слово "ковбой" ассоциировалось с выпивкой и дракой. Вдоль ковбойской "трассы" города нанимали бандитов для защиты от ковбоев. Так что наше представление о ковбоях о-о-очень далеко от истины. Кстати, в Далласе местные художники предъявили иск, чтобы остановить проект: они утверждали, что предложенное скульптором изображение было исторически неточно для города. (Тоже своего рода "кино".) Но проект, несмотря на их протесты, открыли вовремя, в 1994. 


А началось всё в 1992. Были складские помещения, железная дорога, высокий отель - всё это в центре города не очень процветало. У застройщика Трэммела Кроу появилась идея установить культовый памятник (этакий монумент "Дикому Западу", что ли), который бы облагородил центр Далласа. Город пожертвовал землю, Кроу собрал группу, чтобы оплатить скульптуры (4.8 миллиона долларов прибыли из частных денежных средств, привлеченных от людей и местных компаний).



Так возник большой общественный парк Pioneer Plaza - Пионер Плаза, расположенный в Районе Конференц - центра. Вместе, это - самое большое общественное открытое пространство в Далласском центральном деловом районе, самая большая бронзовая скульптурная композиция в мире, самое посещаемое место в Далласе... - короче, по википедии, "самое, самое"...


Но тут я с этим согласна. Памятник "коровам и ковбоям", и на мой взгляд, потрясающий. Произведение искусства...




Ну, конечно, это не коровы, а молодые бычки, чуть больше реальных размеров, но всё-таки соотносимые... Их, на первый взгляд, огромное количество, сразу не пересчитать (да и лень, легче спросить Google!) ...


Бегут эти бычки вдоль искусственного горного хребта и мимо искусственного утеса из известняка, плавно переходят через водоём...








замирают на минуту, чтобы дать вам с ними сфотографироваться, и готовы двигаться дальше... 



Удивляет, что все эти коровы (помню: бычки, просто для рассказа это не важно), так все эти коровы - разные.


У каждой своё "лицо", нет ни одной повторяющейся.


И вся эта индивидуальность животных, утёс, водопад с "речкой" - всё даёт вам ощущение присутствия, реальности происходящего, "оживляет" скульптуру. И само расположение частей композиции (по полукругу сверху вниз) придаёт памятнику динамичность, всё находится в движении, что производит сильное впечатление.



Эта огромная скульптурная композиция олицетворяет перегон коров по самому раннему восточному маршруту Техаса, который шёл через Остин, Уэйко и Даллас. 


По этому пути знаменитых "лонгхорнов" (longhorns: "long" - длинный, "horn" - рог) гнали с пастбищ к северным железным дорогам. 



Лонгхорн Техаса - гибридная порода, получившаяся из случайного смешивания испанской и английских коров. Трёх-четырёхлетние бычки лонгхорнов имеют необычно длинные рога.


С твердыми копытами, длинными ногами, небольшой потребностью в воде, способностью переплывать реки и переживать погодные крайности, логхорны были идеальными коровами для свободного выпаса в Техасе. Они набирали вес даже на перегонах. Именно коров этой породы во время первой половины 1800-х везли на рынки по всей стране. Лонгхорны выработали иммунитет от "лихорадки Техаса", которой заражали других коров по пути следования - в течение второй половины девятнадцатого века многие штаты попытались ввести в действие строгие законы, чтобы бороться с лихорадкой. 

После гражданской войны, за двадцать лет до десяти миллионов голов коров этой породы были вывезены из Техаса и проданы, что помогло оживить экономику штата. Экономику-то оживили, но в сочетании с быстрым распространением заборов из колючей проволоки и огражденных земель, огромным спросом на говядину и скрещиванием пород это привело к резкому концу господства лонгхорнов.  Эти коровы были на грани исчезновения: к 1920-м остались только несколько маленьких стад. В 1927 году Федеральное правительство постановило сохранить два стада в заповедниках. Ассоциация Заводчиков Лонгхорнов Техаса Америки была создана в 1964, чтобы признать Лонгхорна Техаса и его важность в американской истории. Вот вам и коровы! А теперь им ещё и памятник поставили: ведь коров-то в группе сорок девять, а ковбоев только три!


Google : Три скульптуры наездников и сорок девять бронзовых коров были созданы художником Робертом Саммерсом из городка Глен Роуз. Он исторически точно воспроизвёл детали маркировок коров: каждая имеет клеймо не бедре, соответствующее реальным клеймам хозяев стад того времени (первой трети 19 века), насечки на ушах (так указывался возраст животных).




Ну, конечно, не выдержали: сфотографировались. Как же без этого. 




















Ну а тут, если не пошучу я - пошутите вы: "две коровы". Просто было очень холодно, тёплых вещей у меня не было, пришлось буквально "напялить" всё, что было, взять шапку сына, утеплиться шарфом, отчего пальто перестало застёгиваться... Зато пасмурный холодный день теперь вспоминаю с особым удовольствием!




Мимо маленького водопада...


















 к парковке... и домой.


П.С. Да, кстати, если хотите купить бронзовую копию любой из коров - можно через интернет. Пишут, что можно любого размера: ом миниатюры до реального. Интересно, кто-нибудь уже заказал?
А ещё говорят, что лонгхорны, основываясь на результатах генетического анализа, произошли от коров, завезённых Колумбом...

Комментариев нет:

Отправить комментарий