Мне всегда казалось самым страшным и непонятным разрушение построенного предками. Причём как построенного материально, так и духовно созданного. Мой мозг не может понять, как можно было разрушить храм Христа Спасителя. Или любой другой. Можно не верить в Бога, но уничтожать построенное, кем-то задуманное, чью-то воплощенную в жизнь идею, - это не неблагодарность, а прямое предательство, причём предательство себя самого. Как мы взрывали построенное до нас - так и потомки наши отнесутся к построенному нами. (А что мы построили равнозначимое храму Христа Спасителя или скромной церкви Покрова-на-Нерли в нашем веке?) Веришь - не веришь в Бога, но "Мне отмщение, и аз воздам", и воздаст Он по заслугам.
На этом мосту была уже во второй раз. Первый раз много лет назад пробежала, путешествуя с автобусной экскурсией. То есть мало что увидела. Теперь, с дочерью, было время (хотя тоже ограниченное) походить... посмотреть... Да и кроме целенаправленной прогулки по мосту, пробегали мимо него или через него несколько раз.
Забыла сказать: мы во Флоренции!
Это самый центр города, дорога от галереи Уффици к Палаццо Питти.
(И обратно!)
Мосты через Арно, которые соединяют город, - их во Флоренции двенадцать, каждый со своей историей.
Но они все построены заново после Второй Мировой войны.
И только один - настоящий. Сумевший избежать разрушения...
Мне очень захотелось узнать имя человека (или группы людей), который этот мост спас. Ну, ведь это недавно было, правда? Я не о времени человеческой жизни, а о времени истории. Мой папа - ребёнок войны, 1935 года рождения, ему скоро девяносто, он мне рассказывает каждый день о своей жизни и чаще всего вспоминает именно войну. Меня от воевавших в ту войну - поколения моего деда - отделяет всего ничего. Должны же быть записи историков, кто-то же должен был написать, как сохранили мост, и не просто мост, а Понте Веккьо.
Кстати, когда идёшь, можно и не заметить, что уже находишься на самом мосту, если не сильно смотреть по сторонам.
Он как бы служит продолжением торговой улицы.
Вот начало моста...
Ищу, кто спас...
Ponte Vecchio... Чёрт возьми! (Извините, я не в этом смысле, просто восклицание! ) Послушайте, как мелодично звучит Понте Веккьо... - это как "Я люблю вас, Ольга" Чайковского в исполнении Лемешева (моё поколение, если вы поклонник Козловского, - извините, Лемешев был единственным Ленским для меня). Понте Веккьо... А если перевести, то получится просто "Старый Мост". И всё. Звучнее по-итальянски, правда?
Ладно, поищем заодно, насколько старый. Первый мост построили римляне, в документах он уже значится с 966 года. (Ну, старый - старый...) Наводнением 1333 года мост был разрушен. К 1345 году был построен стоящий сегодня, Джорджо Вазари, художник и историк, где-то в 1 500-х, атрибутировал постройку, записав имя художника, проектировавшего мост, Таддео Гадди, кто жил двумя столетиями ранее.
Ох, нашла первую версию, первое имя сохранившего Понте Веккьо в википедии, перевожу почти дословно: "Во время Второй мировой войны Понте Веккьо не был разрушен при наступлении британской 8-й армии 4 августа 1944 года отступающими немецкими войсками, в отличие от всех остальных мостов во Флоренции. Это было, по мнению многих местных жителей и экскурсоводов, из-за прямого экстренного приказа Гитлера".
У монстра вдруг проснулась совесть? Уничтожив людей, города, страны, монстр решил сохранить мост? Ах, говорят, он посетил мост в 1938 году, стоял на смотровой площадке, восхитился видом на реку...
Сентиментализм крокодила перед обедом. Пока не увижу бумагу с приказом - не поверю. Даже если увижу бумагу с приказом - не хочу это помнить. Не связано ничего человеческого для меня с некоторыми именами с истории.
Буду искать дальше...
А пока ищу, читаю историю моста.
Это вид со стороны Уффици.
Арки с другой стороны моста, говорят, "построил" Муссолини для Гитлера, чтобы вид был лучше.
Ладно, забудем эти имена.
Туристов на этом мосту и под арками огромное количество.
Как везде в туристических местах, здесь продаются сувениры.
В просвете между магазинами напротив арок - памятник.
Не знаю, как вам, но мне этот бюст не нравится, не сочетается памятник с мостом, разностильные они. (Я понимаю, что моё мнение никто не спрашивал, но высказать его ведь имею право, не так ли?) В 1900 году ювелиры заказали бюст ведущему (на тот момент) скульптору Раффаэлло Романелли в связи с четырёхсотлетием со дня рождения Бенвенуто Челлини, великого флорентийца, скульптора и золотых дел мастера. С тех пор стоит. Молодожёны вешают замки на ограду, бросают ключ в Арно, загадывая долгую и счастливую совместную жизнь... (Подозреваю где-то поблизости магазин, продающий замки. Успешный бизнес.)
Извините, что-то отвлеклась от истории.
Торговые лавочки на Понте Веккьо были с XIII века. Первоначально существовали все типы магазинов, включая мясные и рыбные лавки и, позднее, присоединились кожевники, чьи "промышленные отходы" вызвали в этом районе огромное зловоние.
(Представляете, отходы разделки рыбы и мясных туш сбрасывались с моста прямо в реку. Для лавочников просто: выбросил потроха, или испорченное мясо, или рыбью чешую ,- уплыло оно по течению, неплохо, да? А каково это для живущих вокруг? Представили себе запах гниющей рыбы?)
А правит тогда во Флоренции семья Медичи, и ходят члены семьи Медичи из Палаццо Веккио (Флорентийская Ратуша) в палаццо Питти (дворец, где живут) по Старому мосту.
В 1565 году Козимо I де Медичи поручил архитектору Джорджо Вазари построить коридор Вазари, который до сих пор стоит на рынке Понте Веккьо.
(Как пошутил кто-то: не хотели ходить из дома на работу, смешиваясь с толпой, - построили себе коридор над всеми.)
На мосту первоначально стояли четыре башни. Семья Маннелли - владельцы одной из них - отказалась от сноса, чтобы освободить место для коридора. (И Медичи согласился! Не всё и всех могли купить.) Построили коридор вокруг.
Балки так живописно коридор поддерживают.
(Сегодня коридор является частью музея и домом для картин.)
Строительство моста длиной в один километр заняло всего пять месяцев, чтобы быть готовым к браку Франческо Медичи и Джоанны Австрийской. (Там очень интересная история любви Франческо к чужой жене, Бьянке Капелло, а не к своей жене Джоанне Австрийской, дети, интриги, смерть детей, жены, тайная женитьба на Бьянке, ужин всей семьи герцога с младшим братом Фердинандом, после чего Франческо и Бьянка заболели: рвота, температура, потеря сознания... и скончались. Медичи, одним словом.)
И вот тот самый Фердинанд, теперь Фердинанд I в 1593 году постановил, чтобы только золотых дел мастерам и ювелирам разрешалось иметь свои магазины на мосту, чтобы улучшить благосостояние всех, в том числе и своё.
Первое, нет этого ужасного запаха.
Второе, Поскольку Флоренция становилась центром ренессансного искусства, герцог надеялся, что это изменение может привлечь новых элитных посетителей, знатных и богатых.
А ведь прав был герцог, привлёк. И знатные и богатые, и незнатные и небогатые, все (!) теперь ездим...
(Вы поняли: с давних времён магазины закрываются деревянными щитами сверху и снизу. На этом фото закрытый магазинчик.)
Третье, встретила в одном из рассказов, что золотых дел мастера должны были платить двойной по сравнению с предыдущим рент за торговое место.
Это был момент, когда Понте Веккио превратился в рынок, который мы знаем сегодня.
Остановлюсь с рассказом, ладно? Я просто фотографии выложу, много там сделала.
Если любите украшения - вам удовольствие, если нет - легко пропустить.
Вот, нашла ещё одну версию о спасении моста.
Цитирую русскую википедию о Понте Веккьо:"... когда в 1944 году немецкие войска уходили из города, при отступлении они взорвали все мосты, но Понте Веккьо был спасён бойцами Сопротивления. Однако, как утверждают многие местные и гиды, от такой участи его уберёг специальный приказ Гитлера." И рада бы поверить в историю спасения бойцами Сопротивления, но вот уже неделю ищу - нашла только весьма сомнительный рассказ, что спас Понте Веккьо не Гитлер, а Бургасси, известный как Бургассо: покалеченный и некрасивый. Немецкие войска приняли его за бедного убогого дурака, предоставив ему свободу бродить по магазинам на Понте Веккьо, где он знал всех золотых дел мастеров. На самом деле Бургассо был ясен умом и очень интеллигентен, он вместе с помощником по имени Лучано, разминировал мост. Как свидетельствует Люция Барокко в книге, опубликованной в 2016 году, "в которой собраны все секреты моста, включая тайну Лучано", помощника Бургассо в том, как выяснилось, далёком 1944 году. Годами Лучано был предан Бургассо, опасаясь последствий (?), пока не почувствовал себя обязанным избавиться от веса тайны в более поздние годы, как говорится в книге. (Книгу в интернете не нашла, только пересказ, в продаже есть другая книга того же автора, помеченная одной звездой чьего-то отзыва.) Вы поверили Люции Барокко? Я - нет. Уж очень литературна история: покалеченный (чем не Квазимодо?), но умный герой, тайна, которую друг обещал сохранить... (Зачем? Что Бургассо грозило после войны?) Это для "исторического романа". С радостью бы поверила, но нет, не работает.
Последняя, из попавших во внимание версий, - самая, на мой взгляд, вероятная.
Итак, во время Второй мировой войны в 1944 году немецкие войска уничтожили все мосты на реке Арно для контроля над городом. Кроме Понте Веккио. Единственный способ пересечь реку Арно в это время был через коридор Вазари. Были снесены все точки доступа на мост, но сам рынок остался нетронутым благодаря Герхарду Вольфу.
В 1955 году немецкий консул военного времени Герхард Вольф стал почётным гражданином Флоренции. В 2007 году Флоренция установила мраморную мемориальную доску на мосту в его честь. Рождённый в 1896 в Дрездене, Вольф получил хорошее образование (изучал философию, историю, историю искусств, литературу; доктор философии), работал дипломатом в Риме. Вступил в нацистскую партию в 1939 году, когда стало понятно, что без вступления в партию, придётся оставить работу. В 1940-1944 Консул Германии во Флоренции. Был чрезвычайно культурным и утончённым человеком и огромным поклонником искусства эпохи Возрождения, увлечённым историей искусства. В годы своей работы консулом много работал над охраной флорентийского культурного наследия. Вольф вместе с Людвигом Генрихом Гейденрайхом спас многие произведения искусства от того, чтобы их отправили в Германию. Герхард Вольф также предотвратил уничтожение Понте Веккьо: были взорваны средневековые здания рядом с мостом на обеих берегах, но мост оставили стоять.
Не знаю, как к этому относиться, ни в герои, ни в антигерои Герхарда Вольфа зачислить не могу. Просто присоединяюсь к благодарности жителей Флоренции: мост стоит.
История продолжается.
Дальнейшие поиски предоставлю вам, может, ещё что-нибудь разыщете...
P.S.
1. Кстати, смешной факт: запросите google по-русски, сколько мостов во Флоренции, ответ - десять; задайте тот же вопрос по-английски, ответ - двенадцать. Прямо открывай карту сам и считай!
2. В некоторых статьях указывается, что создателем моста был архитектор Нери ди Фьораванти.
3. Тут фотография берега военного времени.
https://afs.org/2015/11/01/view-from-the-ponte-vecchio-1945/
Можно прогуглить, лучше по-английски, больше фотографий: Ponte Vecchio ww2
4. Нам не повезло с цветом воды. Нашла свою фотографию более чем десятилетней давности, тоже летнюю, река цвела, но цвет воды - сине-зелёный - всё-таки делал виды более красивыми. Остаётся только представить зимний вид с синей водой (или посмотреть чьи-то ещё фотографии в интернете).
Комментариев нет:
Отправить комментарий