четверг, 17 августа 2023 г.

Колокольня Джотто, или Рисковать или не рисковать.


Колокольня Джотто

или 

Рисковать или не рисковать.


Сколько вам лет? Вот думаю о своём возрасте... Нет, я не жалуюсь, а радуюсь, дожила до своих... Кажется, надо думать, как силы поберечь, а всё хочется (или хочется всё). Хотелось во Флоренции подняться на колокольню. Колокольня в 90 метров (девяносто метров!) высотой. Это желание подняться на все холмы, горы, колокольни ... живёт во мне давно, сколько помню себя путешествующей. Уже много рассказов написала про подъёмы на очередные горы с друзьями и одной, самой с собой... Но годы прибавляются, а с ними диагнозы, и хочется - и колется - и думаешь: а что если? А что если колено "щелкнет"? А что если давление будет скакать? А что если возникнут проблемы с балансом? 

Нет, еду, иду, поднимаюсь, с верой, что всё будет работать, всё будет хорошо, и болеть ничего не будет... 


Колокольня Джотто во Флоренции стоит рядом с собором Санта-Мария-Дель-Фьоре (можно "выпендрится", как в студенческие годы: Кампанила Джотто стоит рядом с Дуомо, как во Флоренции называют собор Санта-Мария-Дель-Фьоре.) Стоит рядом.

Колокольня, как уже писала в девяносто метров, это 414 ступеней узкой каменной лестницы вверх - и 414 крутых ступеней узкой каменной лестницы вниз!! (Друзья, кто знает, что такое "проблемы с коленями" меня поймут.) 
Но быть во Флоренции и упустить шанс увидеть город с высоты колокольни - нет, "Париж стоит обедни", а Кампанила Джотто во Флоренции стоит риска туда подняться! 


Я не буду рассказывать историю постройки, только назову имена создателей. Конечно, сама не помню, и цели такой не ставила - запомнить, беру из интернета. Просто хочется подчеркнуть одну мысль. Это не моя мысль, это мысль дочери: сколько надо иметь веры в своё дело, сколько надо любить своё дело, чтобы работать ежедневно всю жизнь, заранее зная, что результата труда не увидишь никогда. Не увидишь. Потому что то, что ты задумал, - больше чем твоя жизнь. Не увидишь. Потому что то, что ты задумал, ты сам сделать не сможешь, слишком грандиозно. И деньги на задуманное нужны невообразимые. А ещё надо чтобы тебе верили люди, деньги дающие, работу заказывающие.


И нужны рабочие - профессионалы, понимающие, что они должны построить, а не просто укладывающие кирпичи горизонтальные по верёвочке (что тоже не так просто, как кажется). А ещё надо поднять строительные материалы на такую высоту (а в случае с куполом собора - создать механизмы поднятия материалов, так как построить мостки для укладки купола такого размера было невозможно). Многое против постройки такого собора. Многое в жизни будет служить препятствием для возведения такой колокольни.

Работа над фундаментом - конец Хlll века. (Чтобы самой на запутаться, это 1 200-е, конец.) Арнольфо ди Камбио делает проект, закладывает фундамент. Потом тридцать лет всё стоит без движения. В 1334 Джотто ди Бондоне, ему 66 лет, начинает строить. (А там только проект и фундамент! - а возраст Джотто к семидесяти...) Построил первый ярус. Умер. Андреа Пизано, работавший с Джотто, строит ещё два яруса. Чума!, от которой умирает Пизано.

Это середина ХlV века. Для живших и строивших, это уже два поколения. Это дедушка рассказывает внуку, что всё это великолепие строилось при его жизни и мечтает, что внук увидит Кампанелу! Построенную, законченную. Ведь уже стоит почти половина.

(А, может, и дедушка, и сын, и внук работают на стройке...)


Наконец, в 1351 Франческо Таленти начинает строить последние три яруса, которые благополучно заканчивает в 1359. 
Несмотря на смену архитекторов, колокольня смотрится единым целым, и если бы я не прочла о более солидном основании и воздушности трёх верхних этажей, я бы об этом не задумывалась.


С другой стороны, из нашего времени: с 1334 по 1359 построена колокольня. За двадцать пять лет. Этого масштаба.

С фасадом, выложенным цветной мраморной плиткой... с медальонами ручной резки... скульптурами мировых скульпторов...
Нам сейчас такое под силу? Что-то подобное строится? (Я помню только Саграда Фамилия - храм в Барселоне, по проекту Антонио Гауди, строится с 1882 года.) 
Стрельчатые готические окна, тонкие витые колонны, которые делают верх колокольни таким высоким, таким устремлённым в небо...
Посмотрите ещё раз на "кружева" мраморной резьбы. 


 Это скульптуры над входом на колокольню.
Сколько кропотливой тонкой работы с мрамором!
Когда первый раз увидела сочетание белого, розового и зелёного - мне не понравилось (хотя "кто я такая"), но чем больше смотрю, тем больше вживаюсь - и отношение меняется. Чтобы что-нибудь любить, надо смотреть, знать, сравнивать...
 Помните, когда строилась колокольня? Хорошо хорошо, повторю:  с 1334 по 1359 построена колокольня Джотто. А теперь маленькая справка.
Бубонная чума прибыла в Европу в октябре 1347 года, когда 12 кораблей из Чёрного моря причалили к сицилийскому порту Мессина. Вскоре после того Чёрная Смерть распространилась в порт Марсель во Франции и порт Тунис в Северной Африке. Затем чума достигла Рима и Флоренции, двух городов в центре сложной паутины торговых путей. К середине 1348 года Чёрная смерть поразила Париж, Бордо, Лион и Лондон. В течение следующих пяти лет бубонная чума - "Черная смерть" убьет более 20 миллионов человек в Европе - почти треть населения континента. Сравнили даты? Получается, что стройка шла в самый разгар, сейчас бы сказали, пандемии. Лечения не было, удалось только замедлить распространение, был изобретён карантин: в Сицилии, в городе-порте Рагуза, моряки не могли сходить со своих кораблей сорок дней - "quarantine". Теперь, надеюсь, вы тоже почувствовали всю грандиозность воздвигнутого в те годы во Флоренции. (Бубонная чума, кстати, никуда не делась. Ежегодно в мире ею заболевают от тысячи до трёх тысяч человек.)
В интернете туристы задают вопрос: а стоит ли подниматься на колокольню?
Конечно надо подняться! И посмотреть на город с высоты. И на купол Санта-Мария-Дель-Фьоре. И подивиться работе резчиков, каменщиков, и всех, оставшихся безымянными.

Очередь, как в любые музеи Флоренции, была длин-н-ной..




Колокольня - это квадрат со стороной в пятнадцать метров. Лестницы в стенах.





Время от времени на поворотах окна - по типу бойниц. Вот где можно оценить толщину стен.



Иногда сквозь решётки окон видны башни, крыши, кусочек неба... Но остановиться можно только на полминуты, во-первых, за тобой идут люди, а во-вторых, не хочешь растерять свой запал.





Хорошо, что есть платформы - площадки: посмотреть на Флоренцию с разной высоты.




Глянешь наверх - ещё подниматься и подниматься. (Ползти и ползти, извините за сленг...) Открытая центральная часть колокольни, где были колокола (?), кое-где перекрыта сетками. 
Окна закрыты решётками, без которых вид абсолютно сказочный.


Обратите внимание на башенку. Если смотришь снизу, то за обилием огромного количества декораций, деталей, башенки не замечаешь.






Собор сверху смотрится грандиознее, чем снизу. Купол кажется мощнее. (Кстати, туда тоже можно подняться. Но два таких подъёма мне не одолеть.)


У колокольни двенадцать колоколов, пять самых старых сейчас не используются. У каждого колокола есть имя. Вот этот "Апостолик" был отлит в 1401 году Никколо и Люка Бондиджи (Niccolò and Luca Bondigi of Cortona).
Колокол, который когда-то оповещал жителей о событиях в городе, службе в соборе...
Он когда-то крепился здесь? Или через шпульку проходила верёвка, а сам колокол висел выше? У кого бы спросить... А сейчас можно просто посмотреть вниз.




И окна, и тени от них, и город... Смотрю фотографии - хочется побывать там ещё раз.



На башне три платформы для обозрения (и чтобы перевести дыхание. Пока оглядываешь окрестности - восстанавливаешь дыхание. И наоборот: пока отдыхаешь - делаешь вид, что рассматриваешь Флоренцию с высоты птичьего полёта.) 









Дочь: И это ещё не самый верх?! 




Наверх я поднялась достаточно легко, за исключением, когда на узкой лестнице надо было разминуться со встречным потоком. Они вжались в стену , а я - буквально - поднялась несколько ступенек, использую все четыре конечности.
Последний подъём - спиральная лестница. Зато награда - этот вид города.







Последний взгляд на купол перед спуском.





Хорошо быть молодой: идёшь себе ступенька за ступенькой...






И улыбаешься, и за стены держаться не нужно.


Мне же спускаться было сложнее. Но мысль "я здесь был" поддерживала! Я видела Флоренцию с высоты, поднялась на колокольню, и я здесь была с дочерью! Есть, что вспомнить...

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий