Санта-Мариа-дель-Фьоре,
или
Восхищение и... разочарование.
Рассказ первый.
Может ли посещение храма, огромного собора, всемирно известного собора, etc., etc., etc. ... разочаровать?
Вы мне скажете: "Пресытилась (это если вежливо, а если нет - зажра... ой, не могу в рассказе), голубушка, выпало тебе счастье побывать в главном соборе Флоренции ("выпало тебе счастье путешествовать , быть во Флоренции, увидеть своими глазами", - я слушаю, слушаю), а ты! Разочаровать!"
Собор великолепен. Это вид собора с противоположной главному входу стороны.
(Ну вот, где связь? Я имею в виду, где же то самое разочарование?)
Но... по-порядку.
Когда-то давно уже была в о Флоренции с русской экскурсией, практически проездом, всего на один день - одну ночь с утренним отъездом. Из всего помню, что пришла в собор вечером - а его только что закрыли для туристов, начиналась служба, так что войти, увидеть внутри не удалось. И осталось это мучительное, недоделанное, незаконченное: не посмотрела... Так что кроме Уффици, в обязательную программу во Флоренции входило и посещение собора Санта-Мариа-дель-Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore). Несмотря на очередь.
А очередь там ... очередь! Этак на час-полтора. Заходят туристы в боковую дверь, а очередь обвивает половину собора.
Я по старой советской жизни привычная, но ведь путешествую с дочерью, так что спрашиваю её. Говорит - постоим. Стоим. Стоим с дочерью по очереди в очереди. (Ну, редактировать такие предложения надо... Или нет? Ладно, оставим, проехали.) Вернее, она больше стоит, а я бегаю вокруг, фотографирую. Собор впечатляет размерами.
Вот такой бы и на площадь в три-четыре раза больше. Чтобы можно было увидеть издалека. Чтобы можно было посмотреть, не задирая головы. Потом подумалось, что когда его строили - то вокруг дома стояли маленькие, одноэтажные (двухэтажные?), к собору вела единственная большая улица, и виден он был отовсюду, и размеры его тогда казались ещё 'большими. Он и сейчас огромен, а перенеситесь в ... да в любой век, до нашего ХХ (написала ХХ, а уже давно живу в ХХl !), когда в мире появились высотные здания, - и ваше восприятие, понимание высоты собора изменится.
Есть здесь один большой архитектурный просчёт. (Извините. Личное впечатление простого туриста.) Когда с узкой улицы открывается вид на собор, то первое, что видишь - это здание Баптистерии.
Там, когда подходишь, интересные фотографии можно сделать: смешение времён, лошади, машины, туристы...
Но та самая Баптистерия стоит на неправильном месте: в центре площади. В центре площади перед собором!
Если посмотреть с колокольни на здание Баптистерии: будто кто-то забыл гигантскую табакерку на площади. (При всём моём уважении к строению, к Флоренции, к верующим ... Читаю, оказалось, что не только я так думаю, я просто согласна с Адольфом фон Гильдебрандом, архитектором и теоретиком искусства, только он написал про "оставленный не на своём месте шкаф", но это впечатление - следствие расширения площади в ХlХ веке, нарушения первоначального замысла постройки.)
А ещё эта восьмиугольная коробка полосатая. (Мои первичные ассоциации были странные: то ли тельняшка, то ли арестантская роба... Не артистические... Это вид со стороны собора.)
Баптистерия полностью закрывает вид на главный фасад Санта-Мариа-дель-Фьоре.
(Вот на следующей фотографии два здания опять визуально просто сливаются.)
Чтобы увидеть фасад собора во всём его великолепии - надо обогнуть Баптистерию. И всё равно, увидишь только сбоку.
(Народу-то! Туристы! Ну и плюс та самая очередь из тех же туристов перед собором.)
Колонны, статуи, мраморная облицовка - фасад, которым теперь все приезжают любоваться, создан в ХlХ веке. Интересно, что деньги на окончательное завершение постройки храма были пожертвованы Павлом Николаевичем Демидовым (1798-1840. Да, да, пра-пра-не помню сколько пра-внуком того самого Петровского Демидова.). Интернет пишет, что на храме установлен его семейный герб.
Сначала строился собор, потом купол, а облицовка в средние века считалась менее важной, её оставили "на потом". (До девятнадцатого века...)
О датах постройки собора поговорим чуть позже. Сейчас только две цифры: заложен первый камень 9 сентября 1296 года, купол, вот тот самый громадный купол, оставался незавершённым до 1418 года.
Представляете, строили в течение 122 лет, а купол всё ещё стоял непокрытым. Проблема была в том, что не знали как. Как построить купол такого диаметра, чтобы он не обрушился под собственной тяжестью. (Купол сейчас 45,5 метров в диаметре, высота купола 42 метра, общая высота строения 114,5 метров, там более четырех миллионов кирпичей, вес строения более сорока тысяч тонн). То есть изначально не было известно, как построить, была только надежда, что найдётся гений, который - когда-то в будущем - эту проблему решит. Гений - он не получил формального архитектурного образования, был часовых дел мастером и ювелиром, - нашёлся: Филиппо Брунеллески, под руководством которого и был возведён купол. Строительство длилось шестнадцать лет (1420-1436). Венчал купол "фонарь" из мрамора, строительство которого началось в 1446 году за несколько месяцев до смерти архитектора. Завершено задуманное Брунеллески было уже после его смерти, в 1461 году. ("Фонарь" строили пятнадцать лет. Без Брунеллески. Весь купол - шестнадцать. Вот что значит сильная личность.)
Куполов там два: внутренний и внешний. Они, как я поняла, уравновешивают, поддерживают друг друга. Кирпичи уложены "ёлочкой". (Это и было гениальным решением Брунеллески).
Несколько интересных, на мой взгляд фактов: Брунеллески считал, что спуск - подъём на обед уменьшает производительность труда, рабочим обед плюс вино, разбавленное водой, поднимали наверх. В одном из рассказов прочла, что каменщиков "подвешивали" (?) для укладки кирпичей. За всё время строительства (и при таких масштабах, и при таких высотах!) погибло только трое рабочих. И ещё: первый в мире патент на изобретение, в нашем современном понимании, был выдан в 1421 г. городской управой Флоренции на имя Филиппо Брунеллески, который изобрел корабельный поворотный кран для перевозки тяжёлых грузов (специфически больших кусков мрамора) по реке Арно для постройки собора. Дизайн лодки с краном был назван «Il Badalone», что с в переводе с итальянского "бездельник, лентяй(!)". Эксклюзивные права на перевозку были даны на три года. Подобные краны использовались и при постройке купола.
Извините, надо сделать перерыв, про восхищение и разочарование продолжу в следующем рассказе, устала. (Восхищения, конечно, было и будет больше.)
P.S. О соборе написано много и интересно.
1. Павел Николаевич Демидов, статья по-английски, содержит больше информации:
Статья по-русски:
2. Флорентийский Баптистерий:
3. Санта-Мария-дель-Фьоре (первый рассказ по-русски, второй по-английски, содержание частично разное):
4. Как был построен купол, видео на четыре минуты, по-английски:
5. "Nuper rosarum flores" (Розы цвели недавно") - мотет (это музыкальная форма), сочинённый Гийомом Дюфаем (Guillaume Dufay) для освящения собора во Флоренции 25 марта 1436 года. Если хотите узнать, какая музыка звучала в ХV веке:
Комментариев нет:
Отправить комментарий