среда, 13 сентября 2023 г.

Санта-Мария-дель-Фьоре, но не ворота в рай. Рассказ второй.

 



Санта-Мария-дель-Фьоре, 

но 

не ворота в рай


Рассказ второй.




Хотела сказать: "Ворота в рай", но вратами рая во Флоренции Микеланджело назвал другие двери, двери Баптистерия, созданные Лоренцо Гиберти. А это просто боковые двери, через которые мы, туристы, входим в собор Санта-Мария-дель-Фьоре.



И вот здесь (вот здесь!), в большом, нет, в огромнейшем внутреннем пространстве... я ожидала увидеть что-то другое. (И не говорите мне о моём ничтожестве во времени или небольшой компетенции - это правда, но своё мнение не могу не высказать.)

Собор, так великолепно украшенный снаружи, - внутри показался пустым.
Нерасписанные стены... 
Нерасписанные перекрытия сводов...
 
Заранее прочла о том, что надо (надо - и всё!) увидеть туристам в соборе. 
Вот посмотрите...

Это, на мой взгляд, самая украшенная часть собора (за исключением знаменитого купола Брунеллески) - центральный вход, противоположная алтарю стена, но это то, что вы видите на выходе. 
(Мы, напоминаю, вошли в боковую дверь и, к счастью, увидели это сначала.)

Огромные часы. Википедия пишет, что они были созданы Паоло Уччелло (Paolo Uccello). Оказалось интереснее, чем я думала. Уччелло только расписал циферблат часов в 1443 году. (По углам портреты апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.) А сам часовой механизм был сделан часовых дел мастером Анжело ди Никколо (Angelo di Niccolò), каким был механизм - практически неизвестно. Через сорок лет работы он был починен учёным и тоже часовщиком Делла Волпайя (Della Volpaia). Множественные переделки закончились реставрацией около пятидесяти лет назад, когда восстановили двадцати четырёх часовой циферблат (он был двенадцатичасовым с "реставрации" 1761 года по 1973). Последнее обновление было в 2014 году. Часы работают, им требуется завод, как я поняла, раз в неделю. Часы показывают "итальянское время", когда время считается по солнцу: от заката до заката. То есть 24 часа - это закат солнца. Часовая стрелка движется в противоположном привычному направлении, против часовой стрелки! 
(Часы с 24-часовым циферблатом и с 12-часовым циферблатом возникли в истории параллелью. С распространением механических часов в ХlХ веке необходимость постоянной перенастройки делала "итальянское время" непрактичным, так что во время Наполеоновского правления перешли ко времени дня, не зависящего от заката солнца. Так что мы живём по "французскому" времени! Это я для себя, приято узнавать что-то новое.) 


Сбоку там
 погребальный памятник епископу Флоренции Антонио Д'Орсо, шедевр XIV века в белом мраморе, создание сиенского мастера Тино ди Камина (Tino di Camaino); пишут, что "очень оригинальное произведение для времени и практически единственное в своем роде". Верю. 
Информации о грустном епископе не нашла.
Искала хоть какое-нибудь упоминание о фресках под часами, пробовала несколько раз, потратила время - тоже безрезультатно.
Мне эти фрески и мозаика очень понравились: наполненные цветом, движением и, кажется, даже звуком, они несомненное украшение собора (даже если, по мнению историков, не так ценны, как роспись купола).
Рассмотреть их, к сожалению, можно только на фото: в реальной жизни они слишком высоко расположены.

Всего ещё день поисков - и ура! Нашла! Интернет, как Греция: всё есть! Под часами мозаика работы Гаддо Гадди (отца художника Таддео Гадди и деда художников-внуков) "Коронация Святой Девы" (1307), одна из малочисленных сохранившихся его работ. Кстати, витраж тоже сделан по его рисунку. Фрески рядом с мозаикой нарисованы Санти ди Тито (Santi di Tito) и изображают "Ангелов, создающих музыку" (1570-е годы).
Говорила вам, что собор внутри кажется пустым? Вся наша длинная туристическая очередь в громаде внутреннего пространства собора рассеялась, потерялась. Здесь одновременно могут молиться тридцать тысяч человек! Очередь была на час... а собор пуст. И это не только о людях.
Немногочисленные росписи на стенах исторически интересны, но душу не радуют. 
Сплошные надгробия. И выбор, кого оставить в памяти людей, иногда странен. 
Судите сами, вот история одной фрески.

Ещё до работы над часами, в 1436 году Паоло Уччелло была заказана монохроматическая фреска сэра Джона Хоуквуда. Этот "конный памятник" -  демонстрация интереса художника к перспективе. Кондотьер и его лошадь представлены так, будто фреска была скульптурой, видимой снизу. 
(Да! - обнаружила, что я знаю пару картин Паоло Уччелло: о "Битве при Сан-Романо" читала, а картину "Охота" помню по детективу. Её прославил эпизод "Точка исчезновения" ("Point of Vanishing") популярного британского сериала "Льюис", поклонницей которого являюсь. Вот как высокое искусство возвращается в жизнь! Через детективы! И сериалы...) 
Совершенно не понятно, почему флорентийцы решили увековечить память кондотьера Джона Хоуквуда. (Непроизносимое для всех англо-не-говорящих: John Hawkwood.) Наёмник, числившийся рыцарем, хотя нет свидетельств о его посвящении в рыцари, кондотьер, получавший за свою капитанскую службу от 6 000 до 80 000 флоринов в год (для сравнения, опытный флорентийский мастер зарабатывал около 30 флоринов в год в те же годы), Хоуквуд не раз воевал на стороне папы римского или других противников Флоренции. Его воины насиловали женщин, убивали крестьян и расчленяли врагов. Он часто нарушал контракты и не подчинялся "работодателям". Хоронить такого с воинскими почестями в главном соборе? Даже если в последние годы жизни он подписал контракт с Флоренцией и выиграл битвы против Вероны и Милана... (Что-то мне кажется, что пропаганда существовала задолго до изобретения газет и распространения телевидения (или интернета): "Вот, посмотрите на фреску, у нас был великий полководец!" "Великий", конечно!) 
Кстати, Уччелло получил за написание фрески 15 флоринов, Микеланджело получил за Давида 400 флоринов, это так, к слову, для сравнения. Война всегда лучше оплачивается.
Мрамор полов, пожалуй, -  одно из лучших украшений храма.
Видела фото в интернете, снятое откуда-то сверху: рисунок ковровый, выглядит пол потрясающе. Когда ходишь - тоже впечатляет, но если увидеть задуманное и воплощённое с высоты - сказочно. 

Идёте - и натыкаетесь на металлические стулья! Нельзя в храме ставить стулья! Сидеть в церкви можно на церковной скамье, но не на стуле! Тем более на таком безобразно современном, разрушается всё впечатление! (Мелочь, конечно, но впечатление зависит зачастую именно от таких мелочей.)



Перед алтарём там стоят хорошие "правильные" храмовые скамьи, но  всего несколько рядов.
Алтарь.


Органные трубы... Интересно было бы послушать их звучание.






Жаль, что Микеланджело не удалось изваять двенадцать апостолов. Созданные в разное время разными скульпторами статуи не составляют единого целого, даже ниши-колоннны цветного мрамора, которые по идее должны объединять скульптуры в храме, не спасают. (Хотя я прочла много статей в интернете, утверждающих обратное, и много восторженных отзывов туристов о внутреннем убранстве храма). Вот только две скульптуры: Святой Матфей и Святой Яков, стоящие недалеко от алтаря, показались более соразмерными с колоннами, арками, куполом... Святой Иаков, работы Якопо Сансовино ("Saint James the Great" Jacopo Sansovino, 1517)  




Винченцо де Росси, "Святой Матфей Евангелист с Ангелом" (Vincenzo de' Rossi, Saint Matthew the Evangelist with Angel, 1573-1580)
По проекту Брунелесски потолок купола должен был быть покрыт золотом. (Представляете?! Вот было бы потрясающе!) Но Брунелесски умер. Купол остался белым. (В истории собора постоянно читаю: такой-то задумал гениально, начал строить, делать, но...умер!)  Козимо Медичи решил, что надо сделать роспись, заказал своему придворному художнику и архитектору Джорджо Вазари (Giorgio Vasari). (Представьте себе объём работы: 3 600 квадратных метров, а это, между прочим, половина площади футбольного поля!)  Вазари начал работать над росписью Страшного суда в 1572 году, но... - правильно предположили - в 1574 году скончался.            

Федерико Цуккари (Federico Zuccari) продолжил работу, закончив роспись за три года (не в одиночку, конечно, но всё равно поразительно быстро), в 1579 году. Несмотря на контракт, предписывающий продолжать в стиле Вазари, не будучи знаком с тосканскими традициями, он расписал купол в римских традициях, что вызвало гнев флорентийцев и очень повлияло на репутацию Цуккари. Нелюбовь высказывалась даже в ХХ веке, когда итальянский искусствовед Карло Людовико Рагхианти предложил побелить весь свод, чтобы лучше подчеркнуть чистые формы архитектуры Брунеллески. Споры закончились в  1981 году, когда было решено отреставрировать фрески.                          
Стоя внизу, о фресках судить невозможно. (Напомню, там высота около сорока метров.)  Для того чтобы рассмотреть картины Страшного суда, надо подняться на купол!! Там есть балкон по внутреннему диаметру купола, фрески будут прямо перед нами. Но мы уже поднялись на колокольню и, при всём желании увидеть и иметь своё мнение о Страшном суде Вазари-Цуккари, ещё один такой же подъём было не осилить.                                                      
...
Этот мощный собор - памятник величию города, богатству торговых гильдий, процветанию республики, памятник гениальности Человека и человеческих возможностей (всем гениям, работавшим над созданием храма), но и памятник человеческой гордости (если не сказать гордыне), желанию остаться в истории... Мне там было "холодно". Душе, с её вечными вопросами и разговорами о смысле жизни: почему я, за что, зачем, куда, как... не было уютно.                                                                  

Единственное место, которое "говорило" о храме божьем, о душе, о чём-то соразмерном с каждым сюда входящим, - это теплящиеся огоньки свечек в середине храма. Их постоянно зажигал смотритель, и они неожиданно ярко мерцали в огромном отрытом пространстве. Хотелось поставить свою, зажечь собственный огонёк, но как-то побоялась...         

Четыре с половиной миллиона туристов посещают собор ежегодно! В интернете миллионы восторженных отзывов! 
А я со своим "неуютно"... 
Жалею ли я, что там побывала? - Конечно, нет! Я счастлива, что увидела Флоренцию, Санта-Марию-дель-Фьоре, купол, роспись, мрамор полов, скульптуры, изваянные великими мастерами... Но...

Может, если ещё удастся приехать, поднимусь на купол, а не на колокольню, ещё раз окину взглядом Флоренцию с высоты, рассмотрю фреску с внутреннего балкончика под куполом, полюбуюсь мраморными полами... Размечталась...  И, может, моё первое впечатление от собора изменится...

P.S.




Бедный мой ребёнок, как всегда ждёт. 
Спасибо, доченька!














1. John Hawkwood, Джон Хоуквуд, википедия, интересная статья, по-английски:


2. Paolo Uccello, по-английски:


3. Паоло Уччелло "Ночная охота", по-русски:
по-английски:

4. The Last Judgement,  по-английски:


Комментариев нет:

Отправить комментарий