воскресенье, 12 ноября 2023 г.

Вы давно ходили в оперу?

 


 
Вы давно ходили в оперу? 

А вы вообще в жизни в оперу ходили? 
(Ой, большинство моих знакомых поход в оперу сочтут сумасшествием... Три часа сидеть и слушать музыку? Три часа поют одно и тоже? - Увольте, говорят.) 

Для меня всё началось очень давно. Когда-то (в далёком-далёком) детстве стояла у меня на полке книга "Пятьдесят опер". Тогда, более шестидесяти лет назад, книги читали. И хотя книга казалась мне не очень интересной (это я вежливо, не интересной!, совсем!, зачем её мама купила?!), как-то... страничка за страничкой... я её одолевала. Подумать только: читала содержание опер, историю их создания, биографии композиторов! 

Да, допотопное время было... Телефоны уже были, но не у всех, и только городские, только позвонить. Телевизор был. Чёрно-белый. Работал первый канал, передачи с перерывами днём и отсутствием вещания ночью. Вечером шли передачи и на втором канале, для Москвы и Подмосковья, где все смотрели только "Спокойной ночи, малыши!" и после сказки "тёти Вали" или "дяди Володи" дружно отправляли своих детей спать. Может быть, оперы и показывали, да родители были молодыми, им это было не интересно, а меня в детстве и не заставишь. 

Чтобы послушать оперу - тогда надо было идти в театр. 

Потом училась в музыкальной школе по классу скрипки, по воскресеньям играла в школьном оркестре... В юности очень любила ходить в театры, в Москве тогда "гремели" спектакли со "стариками" МХАТа, "молодёжью" Ленкома, Таганки... Бегала на "лишние билетики" (пожалуй, новое поколение и не знает, что это такое), но опера не входила в круг моих интересов, за исключением "Евгения Онегина", пожалуй. 

Судьба сложилась, что вторую половину жизни проживаю в Лос-Анджелесе. Ходить здесь в театр?  Понимаю по-английски (прекрасно - для не носителя языка), проблем нет, да за душу те спектакли, что смотрела, не трогали: другая жизнь -  другие истории, опыт жизни другой, культура театра другая (или недостаточно ходила здесь в театры, или мне просто не повезло). 

Как-то давно и случайно съездила на "Евгения Онегина" в постановке Лос-Анджелевской оперы. И, к моему удивлению,  опера - опера! - оказалась тем удовольствием, которое захотелось повторить. 

Дети выросли, время появилось, может, пора подумать о себе, пора позволять себе маленькие развлечения? Тем более что в этом году репертуар Лос-Анджелевской оперы замечательный: "Дон Жуан" Моцарта и "Севильский цирюльник" Россини сменятся Вердиевской "Травиатой" и новой оперой "Фрида и Диего" (композитор Габриэла Лена Франк, лауреат премии Грэмми).

Кстати, о "маленьких" удовольствиях. А сколько это стоит? Самые дешёвые билеты - на галёрке, двадцать девять долларов (это вдвоём сходить в Макдоналдс, не то, что я туда хожу, совсем нет, это так, для сравнения). Но это самая верхотура. Более приличные места уже сто двадцать девять долларов и выше, а "крем де ла крем" - где-нибудь в партере или амфитеатре - недоступные для меня триста семьдесят четыре доллара за билет. (Вы можете выложить триста! семьдесят! четыре! - почему-то нелогичные четыре, не пять, хотя это неважно для такой суммы, - за единственный билет? Да не на дорогу на море, не на отпуск, а на поход в оперу? Да как же надо эту оперу любить!) Короче - нет, недоступно. А на галёрку не хочется.

Но... Есть у Лос-Анджелевской оперы распродажа билетов перед спектаклем, так называемые "rush tickets". Может, попробовать? 

Местная опера располагается в шикарном здании в центре города - Павильон Дороти Чандлер (Dorothy Chandler Pavilion).

От меня полтора часа на машине по фривеям. (Навигатор показывает около сорока пяти минут, да знаю по опыту, если едешь в центр - умножай на два, да и то, если повезёт, в пробках можно и просто простоять часок-другой). Ладно, доехать можно, но меня всегда волнует, смогу ли запарковать машину в городе и сколько это стоит. Я уже о-о-очень давно не ездила в центр. Но, как говорила моя бабушка, охота пуще неволи. Вот никто не гонит - сама на приключения набиваюсь...

Дорога заняла положенные на неё два часа (навигатор запаздывал сообщать о переходе с фривея на фривей, так что плутала), приехала только - только запарковаться и купить билеты.

Повезло: парковка прямо под зданием театра и недорогая, нашла сразу.
Поднимаюсь к кассам, прошу билет "на сегодня" - и мне предлагают за двадцать пять долларов. (То есть практически бесплатно.) 

"Конечно, согласна."

"Конечно, согласна на место рядом с оркестром." 

"...Спасибо большое." 

Думаю про себя, от неожиданности: не может быть, наверное, не поняла, может, не партер...


Уже внутри, среди всех этих люстр, зеркал, лестниц, наверх уходящих, показываю билет билетёру, спрашиваю, где мои места, на что получаю ответ, что вход в партер слева, первая дверь, "ваши места в первом ряду"... 





Да нет, быть не может, мне давно не везло. 

Я не помню себя сидящей ни в одном театре в первом ряду партера. 


Помню "Сирано де Бержерака" с Виторганом и Шакуровым, 1979 год, театр Станиславского, сидела в партере, ряду в десятом ("блатные" билеты, по знакомству), помню "Укрощение строптивой" с Алисой Фрейндлих в 1974(?) году, они гастролировали в Москве в Вахтанговском театре, я купила билеты в кассе метро "с нагрузкой" (кто-то помнит, что это означало?), сидела в первой правой ложе бенуара... Шикарно сидели с подругой над царской ложей в Мариинском, смотрели "Дон Кихота" Минкуса. Да, здесь, в Дороти Чандлер Павильоне, в 2011 году слушала "Евгения Онегина" где-то в партере... Это исключения.
Вообще-то постоянно сидела наверху, в последних рядах. (Интересно, как память хранит не только впечатление от спектаклей, имена актёров, но и места, где сидела. Хотя ведь восприятие зависит и от того, где сидишь...) 

Судьба меня партером не баловала.

Или сама не выбирала?! 
Училась хорошо (отличница, медаль золотая), да в школе учителя сажали на задние парты - за мной следить было не надо; в институте (диплом красный) уже сама всегда выбирала "галёрку" - последний ряд - свободы больше; на работе (да, хороший учитель, да, профессионал), но тоже "не выпендривалась"... Так, может, судьба и организовывала мне "комфортное существование"? Может, не надо было спрашивать разрешения у судьбы, или помощи, или ожидать милости, - идти самой? Спускаться с галёрки в партер? Хотя, если подумать, несколько решений, изменивших жизнь, я приняла...

Ух, увлеклась! То ли жаловалась, то ли хвасталась, то ли о жизни, то ли о театре... Ну, "вся жизнь- театр", вы вспомнили, уже цитировать нельзя, слишком затёрто...

Села в своём первом ряду партера. Практически в середине ряда. Подумалось: вдруг ошибка, вдруг кто-то другой придёт, вдруг попросят меня пересесть? 

Опять те же мысли?!

Ну, нет! Не уйду! 

Устроилась поплотнее, отключила телефон...

Теперь только опера. Моцарт. 

И моё место в партере. 

P.S.

Там был перерыв, минут пятнадцать.






(Это, просто напоминаю, в опере, где поют три с половиной часа!)




Публика, в большинстве элегантно одетая (женщины в вечерних платьях, мужчины в костюмах с бабочками или галстуками), вышла погулять на площадь перед театром.
 
Профессиональный фотограф делал фотографии на память. 
(Хотя подумалось, что если поход в театр на двоих стоит под тысячу долларов, - это уже запомнится. Но ведь это хорошо, что кто-то может потратить такую сумму на поход в театр! К тому же в оперу.) 
Вечер тёплый...

Фонтан не просто подсвечен снизу, но и плавно меняет цвет...






Не знаю, если всегда деревья обвиты гирляндами лампочек, или это сделано к наступающим праздникам.
В любом случае приятно, сразу создаёт настроение.  


Можно было посидеть, выпить бокал вина или шампанского (давно не пила шампанского!), но перерыв короткий и  в очереди стоять не хотелось совсем. 
А погулять среди нарядной цивилизованной публики - сплошное удовольствие, даже просто гуляя, ощущаешь себя культурнее. (Извините за определение. Можно не любить оперу - и быть цивилизованным. Или не быть. Ну, а уж все любящие её - цивилизованны априори.)

Спектакль был хорош, и, как всё хорошее, закончился неожиданно быстро, хотя и в положенные одиннадцать вечера, время пробежало... (Эх, была одна, не с кем обсудить-поделиться впечатлениями. Ну, чуть-чуть, ладно? Голоса исполнителей были приятыми, пели замечательно. Было несколько удачных находок в трактовке оперы. Вот, например, в последней сцене Дон Жуан для окружающих становился невидимым и женщины его чарам были уже не подвластны. Ведь действительно самое худшее наказание для Дон Жуана - это игнорирование его женщинами.) 
Фривей ночью оказался таким же забитым, как и днём, так что те же два часа в дороге, домой приехала к часу ночи. Но ведь стоит того!

Приятное надо повторять. Какая там следующая опера?


1 комментарий:

  1. О, поздравляю! Удачно попасть в оперу (чтобы все совпало, и настроение, и хороший оркестр, и хорошие голоса, и хорошая режиссура - да еще и погода хорошая!) - это большая удача и огромное удовольствие!

    ОтветитьУдалить